Посох Асклепия — это… Что такое Посох Асклепия?

Примечания

  1. Satin, Morton. Death in the Pot: The Impact of Food Poisoning on History. — Amherst : Prometheus Books, 2007. — P. 63–65.
  2. Эрика Ефремова. Ришта Святого Роха (неопр.). Элементы большой науки. Дата обращения 17 июля 2017.

Этимология

Этимология слова «Асклепий» не выяснена. Существует несколько версий относительно происхождения слова, ни одна из которых не выдерживает критики лингвистов. Среди известных предположений выделяют взаимосвязь имени с «ἀσπάλαξ» (крот), предполагая некую схожесть кротовин с постройками в храмах бога, либо какую-то его взаимосвязь с этим животным в доархаический период греческой истории. Исследователь Освальд Семереньи связал Асклепия со словами из хеттского языка «assula(a)-» (благополучие) и «piya-» (давать)[1][2].

В Спарте его иногда называли Эглазр или Аглаоп, что по одной из версий связано с именованием матери Асклепия «Эгла»[3].

Ссылки

Атрибуты Асклепия

Посох и змея

Основным атрибутом Асклепия стал посох с ползущей по нему вверх змеёй. В нём нашёл отображение миф о том, как Асклепий открыл возможность оживлять мёртвых. Посох, обвитый змеёй, сопровождает большинство античных изображений бога медицины, однако его размеры различны. В ряде случаев он небольшой, в других достигает плеча.

Изначально его изображали сучковатым, иногда даже с листьями, что могло указывать на связь медицины с землёй и природными силами. Также посох воспринимали, как атрибут странствующего врача, так как в описываемый период многие греческие врачи-асклепиады являлись «периодевтами», то есть людьми постоянно переходящими с места на место[56].

Распространённая версия о том, что «посох Асклепия» изображал палочку, на которого наматывают паразита, извлекая его из организма человека не выдерживает критики, так как заболевание дракункулёз, при котором используют соответствующий метод лечения, для Греции не характерно[56].

Новую жизнь этот символ приобрёл в XVIII веке, когда его стали использовать в качестве мировой эмблемы медицины как таковой. Этому способствовало активное использование посоха врачами Средневековья и Нового времени. Набалдашник на нём был полым, а внутри находились те или иные лекарственные средства. Таким образом посох не только помогал при ходьбе, но и был своего рода «аптечкой»[56].

В 1948 году Всемирная организация здравоохранения официально утвердила посох Асклепия в качестве символа медицины[56].

Рисунок-реконструкция колоссальной статуи Асклепия в храме в Эпидевре. Альфонс Дефрас (фр.)русск.. 1895.

Рисунок-реконструкция колоссальной статуи Асклепия в храме в Эпидевре.

Альфонс Дефрас (фр.)

. 1895.

На античных изображениях Асклепия возле его ног можно встретить собаку. К таковым, к примеру, относятся один из барельефов Эпидавра, монеты времён правления Марка Антония. Она напоминает об одной из версий мифа о рождении Асклепия, в которой собака защищала младенца от диких животных на горе до прихода пастуха Арестана[57].

Собаки, в качестве священных животных Асклепия, жили при асклепионах. Это животное символизирует верность, преданность и бдительность. Существует несколько объяснений данного атрибута бога медицины. По одной из версий Асклепий «унаследовал» собаку от своего отца Аполлона. Собака, как и посох, также является атрибутом странника, в том числе и переходящего из города в город врача[57].

Иногда около Асклепия помещают козу, которая, согласно мифу о рождении накормила брошеного младенца. В связи с этим она не являлась жертвенным животным в храмах бога медицины[57].

Рядом с Асклепием иногда изображают козу. Это коза Атена, которая, согласно мифу о рождении Асклепия, накормила Асклепия-младенца. Именно поэтому коза не относилась к разряду жертвенных животных в храмах богов здоровья античного мира. Некоторые авторы путают коз с баранами, которых приносили в жертву на алтарях храмов в древности наряду с быками и свиньями. Их изображения встречаются на вотивных барельефах, показывающих сцены жертвоприношения Асклепию[58].

Жертвенным животным Асклепия был петух. Именно его приносили в жертву исцелённые в благодарность за выздоровление[59]. Предсмертными словами Сократа, согласно Платону, стали «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте». Таким образом древнегреческий философ воспринимал смерть, как исцеление от земных невзгод[60][61].

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Ряд авторов делают предположения о том, что петух в данном случае является символом «бдительности» необходимой для медицины. Также существует предположение о том, что «петух для Асклепия» представлял собой обозначение гонорара врачу. Эта тема нашла отображение в искусстве Нового и Новейшего времени[62].

Рядом с Асклепием также помещали «мудрых» птиц орла, сову и ворона[62].

Омфалос

Посох Асклепия - это... Что такое Посох Асклепия?

Ещё одним атрибутом, который изображали рядом с Асклепием является омфалос («пуп земли»). Он представлял собой камень, располагающийся в центре мира, согласно верованиям античных греков, в Дельфах. Рядом с омфалосом пифия от имени Аполлона предсказывала будущее. Асклепия, чьим уделом также были пророчества относительно необходимых действий для исцеления, часто изображали на омфалосе. На этом месте, где якобы возникла жизнь, бог медицины как бы возвращал к жизни больных[63].

В «Илиаде» Гомера, произведении древнегреческого эпоса VIII века до н. э., Асклепия не называют богом. Он является лишь отцом Махаона и Подалирия, бывшим фессалийским правителем, который научил своих сыновей искусству врачевания. Общегреческое распространение культа Асклепия, как бога врачевания, датируется VII веком до н. э.

Предполагается, что изначально Асклепий был местным божеством в Фессалии. На основании приведённых в древнегреческих мифах об Асклепии мест делаются попытки проследить пути распространения культа. В различных вариантах мифов фигурируют Фессалия, Беотия, Эпидавр, Аркадия и Мессения, что может свидетельствать о траектории развития верований о данном боге медицины.

Асклепий не был единственным божеством античной Греции, который обладал функцией целителя. Самым ранним из них, описанным ещё в Илиаде[66], стал Пэан. Впоследствии «Пэан» стал эпитетом богов, подчёркивающим их целительные качества. Так, в Додоне почитали Зевса Пэана, что соответствовало «Зевсу Врачевателю»[67].

Основным богом медицины был Аполлон. Так, к примеру, клятва Гиппократа начинается со слов «Ὄμνυμι Ἀπόλλωνα ἰητρὸν» («Клянусь Аполлоном врачом») и лишь затем следует «Асклепием». Современные антиковеды видят в Асклепии одного из многих божественных сыновей Аполлона, который подчёркивал одну из его ипостасей и функций, в данном случае врачебную[67][68].

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Среди других богов, обладающих функциями целителей, выделяют Диоскуров, Геру, Афину, а также Гефеста, целебные грязи с вотчины которого острова Лемнос использовались для лечения античными врачами. К другим античным героям-полубогам целителям относят Мелампода, Амфиарая, Трофония, а также кентавра Хирона, который и обучал Асклепия[69].

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: