Укрофашисты проповедуют кровавый культ Перуна

Капища древних славян

Многообразные верования и традиции славян являются фундаментом, на котором возникла русская народная культура. Пережив века, они сохранились в глубинных слоях фольклора, повлияли на развитие народного менталитета. Интерес к данному вопросу не ослабевал у многих поколений историков, этнографов, фольклористов, археологов. Особую актуальность вопрос о славянском язычестве приобрел в последнее, переломное в судьбе России время.

Разнообразие источников открывают широкий простор для исследователей разных областей исторической науки. Тем не менее, неоднородность славянских языческих верований, напластования в них различных временных слоев и элементов культур разных славянских племен, зачастую не позволяют свести данные в единую систему.

По всей территории славянского мира, простиравшегося от Одера до Оки, обнаружены следы почитания славянами своих древних божеств. Данные археологии дают нам ценный материал, проливающий свет на обрядовую, религиозную сторону жизни наших предков. Здесь следует отметить курганные некрополи, обширные «поля погребений», разнообразные святилища, древние городища, находки на которых представляют собой неповторимые источники, открывающие нам мир славянской материальной культуры. Особое место среди этих памятников занимают культовые сооружения — капища .

Несмотря на обилие источников, определить конкретно принадлежность того или иного памятника к культовому объекту довольно сложно. Для точности определения необходимо найти закономерности (например, в расположении, планировке, конструкции), связывающие памятник с подобными ему культовыми сооружениями.

Укрофашисты проповедуют кровавый культ Перуна

Доказательствами в подобной работе являются сообщения письменных источников, легенды, связанные с местностью, находки разнообразных идолов, долговременное употребление огня на одном и том же месте, особые конструктивные детали. Различное сочетание этих признаков позволяют выявить те закономерности, по которым и можно определить принадлежность святилища.

Одним из самых распространенных типов славянских культовых сооружений являются относительно небольшие (от нескольких до нескольких десятков метров в диаметре) площадки — капища. Обычно они служили местом поклонения какому-либо определенному кумиру, либо природному объекту (чаще всего камням). Реже на подобных капищах находят столбовые ямы нескольких идолов (например, капище в Ходосевичах, Белоруссия).

Площадки — капища обычно располагались за территорией поселения или на окраине могильников. Территория святилищ иногда была вымощена камнями или покрыта глиной. О проведении здесь языческих обрядов говорит обожженная поверхность — по-видимому, тут регулярно разжигали ритуальные костры.
Наиболее характерным признаком славянских святилищ является их круглая (реже овальная) форма.

В центре обычно помещался кумир или иной культовый объект. Иногда центральная часть капища была дополнительно обнесена внутренним кругом из столбовых ям (вероятно, для установки в них дополнительных кумиров или требников), камней или земли, ограждавших центральную площадку. Подобная площадка, по-видимому, была подножьем основного кумира.

кости животных и осколки глиняной посуды, а также охранительные предметы — ножи, топоры, гривны. Система рвов могла перейти в систему отдельных ям вокруг святилища, на дне которых горел огонь (подобную структуру имеет капище Перуна на урочище Перынь — здесь обнаружено восемь радиальных ям, на дне которых сохранились следы костров).

Распространены были также оградки капищ из камней (например, капище у Вышегрода, Польша). В сакральном смысле камень понимался как нечто незыблемое, своеобразный символ прочности и сохранности и, по видимому, широко применялся в обрядовой практике (например, находки каменных наконечников для стрел).

При оставлении святилища иногда их забрасывали камнями. В источниках встречаются упоминания оград и других типов: из дерева (частокол) или плетня.
Идея круга нашла свое отражение во всех типах славянских святилищ. Воплощена она и в так называемых малых городищах — святилищах. Они представляют собой небольшие (от 7 до 30 метров в диаметре) площадки, огороженные системой концентрических рвов и валов.

Известны городища — святилища по всей территории славянского мира.
Эти культовые памятники располагались на уединенных территориях, непригодных для ведения сельского хозяйства и защищенные естественными преградами. Основные места постройки подобных святилищ — острова сухой земли на болоте (известны в основном в Смоленьщине и Белоруссии), крутые берега рек (Прикарпатье), холмы или горы (Польша), острова на озерах (Германия).

Язычество

В древнее капище славян доступ был только у жреца и его ближайших помощников. В некоторых случаях оно могло быть совмещено с жертвенником, то находилось под открытым небом. В противном случае размещалось под общей кровлей.

Древние капища были чрезвычайно распространены в те времена, когда еще не существовало мировых религий. Наши предки были язычниками, поклоняясь многочисленным богам. Среди них были божества, связанные с солнцем, водой, деревьями, любовью, огнем, плодородием, практически всем, что окружало человека в обычной жизни.

Древние славяне были убеждены, что вся их жизнь, семейное благополучие, урожай, достаток зависели исключительно от воли богов, от того, насколько они были расположены к человеку. Так что не удивительно, что богов постоянно пытались задобрить, чтобы заслужить их благосклонность. Для этого совершали жертвоприношения, совершали соответствующие обряды, к тому же для них строили специальные сооружения, подобие современных храмов.

Если сегодня богам поклоняются в церквях, мечетях и пагодах, то в былые времена это делали в древних капищах. Появление данных сооружений относится к V-VII векам нашей эры.

Исследования древнеславянских святилищ

опираются прежде всего на особенности славянского язычества. Система древнего мировоззрения повсюду находила в природе различных божеств и требовала создания условий для общения человека с духовным миром. Если в обыденной хозяйственной жизни человек находил духов низшего уровня (зачастую равных с человеком по статусу), то для общения с высшими божествами требовались особые места, роль которых исполняли как естественные, так и созданные человеком святилища.

Внешнее и внутреннее устройство

Как правило, капища восточных славян располагались за пределами многолюдных жилых поселений. Для строительства обычно выбирали место, расположенное на возвышенности. В постройке существовали свои особенности, которые могли зависеть от местных традиций, района проживания, природных условий. Диаметр священной площадки в большинстве случаев варьировался от 7 до 30 метров.

Древние капища славян, священные сакральные места имели единую черту, в независимости от того, в каком районе государства они располагались. Это было ограждение, которое выполняло не только оборонительную функцию, но и было еще вместилищем для жертвоприношений. Внешне оно представляло собой канаву или ров шириной до пяти метров. При этом их глубина была сравнительно небольшой.

В самом центре капища восточных славян располагалась скульптура, которая была центральной культовой фигурой. Также это мог быть идол. К нему обращались с просьбами и благодарностями, всячески поклонялись. Преимущественно идолов изготавливали из дерева, но в некоторых случаях встречались и каменные скульптуры для поклонения. Конечно, деревянные были больше распространены, так как вырезать туловище или черты из этого материала было значительно проще.

Высота фигур составляла, как правило, — от двух до двух с половиной метров. Преимущественно идолов украшали всевозможными божественными атрибутами, часто в их качестве выступали величественные головные уборы. Считалось, что данные фигуры олицетворяют то или иное божество, в честь которого это капище, храм в Древней Руси, и возводилось. Идолы располагались в самом центре постройки на небольшом подиуме — возвышении от земли.

Если бы мы могли бы вообразить, что входим на капище славян, то сначала нам предстояло бы преодолеть по мосту ров, а затем через узкие ворота пройти в само святилище. Оно было разделено на две половины — женскую и мужскую. Идол располагался в центре, а по всему периметру были расставлены скамейки.

Культы древних славян, славянские святилища и капища занимали важное место в жизни наших предков. Капища при этом разделялись на несколько типов.

  1. Храмы. Они выглядели как деревянные строения с идолом в центре.
  2. Круглые святилища в виде площадки, покрытой глиной или вымощенной камнями. Идол стоял в центре, а капище было окружено рвом. В некоторых случаях в качестве дополнения делали еще и вал.
  3. Крупное святилище могло объединять в себе несколько культовых центров или более мелких святилищ. В таких местах часто устраивали праздники, так как они могли вместить достаточно большое количество людей.
  4. Города-убежища. Они, в первую очередь, имели культовое предназначение. Их главной отличительной чертой было наличие дубовых ограждений-стен или каменных и мощеных.

Основные признаки культовых памятников славянства

Ученым удалось выделить ряд основных признаков, характерных для культовых памятников славянства. Прежде всего это особая круглая форма капищ, а также их расположение на труднодоступных и неиспользуемых территориях (вершины гор, острова, болота, леса); отсутствие культурного слоя; долговременное использование ритуальных костров.

Исследуя городища — святилища ученые выявили ряд отличительных признаков этих памятников: отсутствие культурного слоя, внутренний ров отделявший непосредственно капище с кумиром божества от места сбора народа — требища, общая круглая (реже овальная) форма, следы очистительных костров на валах и во рвах, окружавших святилище.

Также известны остатки длинных общественных домов, являвшихся, по-видимому, центрами сбора отдельной общины или рода.
От обычных культовых капищ подобные памятники отличаются наличием одного или нескольких валов по диаметру окружавших место славлений и молений. Планировка и размеры этих насыпей различны.

Еще одной

Функции святилищ

Капища древних славян фото

В действительности в стародавние времена на Руси существовало огромное количество всевозможных языческих святилищ. Капище в Древней Руси — это было культовое место, без которого не обходилось ни одно крупное поселение.

Оно выполняло достаточно много разнообразных функций. Помимо непосредственного поклонения богам, проведения празднеств, культовых обрядов и жертвоприношений, здесь устраивали собрание общины или рода, чтобы принимать решения по каким-либо важным вопросам. К тому же в них волхвы предсказывали будущее, гадали.

Места древних капищ сегодня представляют огромный исторический интерес. Некоторые из них хорошо известны, имеют свои названия, хорошо изучены по многочисленным археологическим находкам. Преимущественно даже сохранились какие-то постройки со стародавних времен. Однако это малая часть всех святилищ, которые существовали много веков назад. Их было огромное количество во всех уголках Древней Руси.

С приходом на Русь христианской религии началась ожесточенная борьба со сторонниками язычества. Приверженцы старой веры подвергались гонениям, а святилища — разрушениям, их практически сравнивали с землей. Частично даже сохранились описания того, как разрушали идолов и сжигали священные капища.

Пять видов славянских языческих святилищ

Известные на сегодняшний день славянские языческие святилища условно можно отнести к пяти различным типам:
1. Круглые площадки — капища, с идолом в центре и ограниченные рвом или системой ям.
2. Малые городища — святилища, круглые площадки огороженные рвом и невысоким валом.
3. Храмы — деревянные постройки, внутри которых находились идолы.
4.

Структура

Само по себе капище имело определенную структуру, которая практически никогда не нарушалась. Подземная часть называлась остовницей. Здесь проводились огненные обряды, было организовано место для хранения жертв или треб, как их еще называли.

Первый этаж назывался нижним капищем. Он был постоянно открыт, на нем проходили тайные богослужений, погребальные обеды, а также обычные повседневные службы.

На втором этаже располагалось верхнее капище. Оно обязательно имело 16 стен, именно столько чертогов было в Сварожьем круге. По этой причине капище, как правило, называли круглой постройкой. В этом месте проходили службы, посвященные Вышним богам.

Наконец, существовало небесное капище, которое по форме представляло собой 9-конечную звезду. В нем проводились особые праздники и некоторые ритуалы. В некоторых случаях капище могло отличаться, в зависимости от непосредственного предназначения и его функции.

Главным объектом культового поклонения был идол, который представлял собой божественную скульптуру. Как правило, этому богу было посвящено все капище. Ему посвящались все без исключения ритуалы, обряды жертвоприношения. Считалось, что установленный идол имеет непосредственную связь между богом и человеком. При этом внешне скульптура была очень похожа на человеческую фигуру, иногда имело несколько лиц (чаще четыре).

капище перуна, миф о перуне, перун кратко

В большинстве случаев в правой руке у идола был меч или кольцо. Также руки могли быть скрещены на груди или одна из них поднята вверх. Если основываться на находках тех скульптур, которые дошли до нашего времени, часто идолы представляли собой столбы с объемными головами, прямоугольные по форме. Обязательным условием считалось то, чтобы идол занимал центральное место в святилище. Как выглядел алтарь у славян на капище? Ниже можно увидеть фрагмент древнего алтаря, найденный при раскопках.

Во время проведения обрядов часто использовались ритуальные костры.

Збручский культовый комплекс

Делу поиска и изучения славянских святилищ посвятили свои труды ряд известных ученых. Первое открытие сделал В.В.Хвойко, раскопавший в 1908 году на Старокиевской горе каменное святилище в форме эллипса с четырьмя выступами по сторонам света. О этих раскопках сохранилось краткое описание. К сожалению, при повторных раскопках в 1937 года найти это святилище вновь не удалось.

В 20-х годах XX века А.Н.Лявданским среди прочих городищ в верхнем течении Днепра выделил группу памятников круглой формы и с маленькой внутренней площадью, получившую в последствии название «болотные городища». В середине XX века В.В.Седов провел дополнительные исследования и наметил ряд характерных признаков подобных городищ — святилищ.

В 1951-52 годах В.В.Седовым был открыт культовый комплекс на урочище Перынь, рассказ о котором сохранился в летописях. Капища, имевшие вид круглых площадок, ограниченных рвом, впервые раскопанные на Перыни, в последующие годы были открыты в разных местах славянского мира, что позволяет причислить их к классическим славянским святилищам.

Еще в 1848 году в реке Збруч был найден каменный кумир, позволивший реконструировать славянскую систему мироздания, знаменитый Збручский идол. В 1984 году Прикарпатская экспедиция открыла на Збруче культовый комплекс, состоявший из нескольких крупных святилищ. Раскопки дали совершенно новый материал позволивший, осветить многие языческие обряды и верования.
Данные археологии в сочетании с этнографией и историей дают бесценную информацию, позволяющую изучить мир славянского язычества.

являлся одним из крупнейших центров славянского язычества. Действовал он до середины XIII века и был оставлен во времена монгольского нашествия.

Из глубины тысячелетий вели свое начало традиционные языческие верования. Постепенно развиваясь, они достигли высокого уровня, многопланового понимания мироздания. С подъемом хозяйства и развитием общественной жизни населения произошел расцвет языческой религии. Появились особые места, которые собирали на празднества и обряды не только представителей одной семьи, но и все племя, что способствовало объединению людей и, в конечном счете, развитию государственности. С появлением капищ связано также и появление института жречества.

Древнее язычество оставило многочисленные материальные памятники, показывающие высокий уровень развития славянской культуры. Среди них особое место занимают святилища — религиозные и общественные центры древнего общества.

Москва

Разрушенные капища древних славян сохранились в разных уголках Российской Федерации, а также соседних республик бывшего Советского Союза. Более того, существует даже мнение, что Москва построена на древнем капище. Например, некоторые исследователи утверждают, что семь холмов, на которых стоит город, это в действительности не семь возвышенностей, а сакральные центры древних.

Специалисты представляют собой эти капища с ритуальным огнем в самом центре, вокруг которого располагалось гульбище, место, где размещался народ во время праздников, и требище — то место, где люди требовали от богов благ для своего племени.

Несмотря на то что сама Москва — относительно молодой город, которому нет и тысячи лет, эти места насыщены древними языческими капищами. Существовали они еще до прихода к власти Романовых. Здесь были живы древние традиции. Объясняют это тем фактом, что город фактически основали на месте, в котором святилищ изначально было значительно больше, чем обычно.

Сегодня можно найти упоминания о том, где существовали разрушенные капища древних славян. Например, на Васильевом спуске было капище Перуна, покровителя княжеской власти и воинов. По форме оно напоминало восьмиугольник. Оно находилось практически в центре современного города, в районе Васильева спуска. Позже на этом месте появился храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В Замоскворечье поклонялись богине Макоши. Она отвечала за судьбу, аналог римских парк и греческих мойр. На территории Москвы ей поклонялись на месте современной Пятницкой улицы. Когда на Русь пришло христианство, это место осталось под началом женского культа, только на смену Макоши пришла Параскева Пятница.

На Боровицком холме существовало капище Ярилы. Его культ занимал особое место в пантеоне славянских богов. Он отвечал за плодородие, приход весны и мужскую силу. В сознании древних славян образ этого бога прочно ассоциировался с солнцем. Позже на этом месте был построен храм Иоанна Предтечи.

Капище Велеса располагалось на Котельнической набережной. Это божество обеспечивало наших предков получением необходимых знаний, благополучием, отвечало за скот. Считается, что место поклонения ему было в районе нынешней Верхнерадищевской улицы. Много веков назад это место называли Болвановой горой из-за большого количества славянских богов на ее вершине.

Некоторые даже точно определяют место этого капища — двор знаменитого дома на Котельнической набережной, на месте которого ранее находился Спасо-Чигасов монастырь. Подтверждением этой версии служит то, что в 1997 году во время археологических раскопок были обнаружены глиняные статуэтки, датированные XIV веком, среди которых были фигуры мужчин с головами волков. При этом этнографам известно, что волк считался тотемом профессиональных воинов, а в язычестве его покровителем считался Велес.

Род в славянской мифологии был отцом богом. Его капище представляло собой черту, которая разделяла темные и светлые миры. В Москве место поклонения Роду было расположено в районе нынешних улиц Волхонской, Чертольской, Власьевским переулком и Сивцевым Вражком. Считается, что и название Чертолье произошло не от слова «черт», как полагают некоторые, а от черты, которая разделяла Явь и Навь, то есть мир людей и мир их пращуров, хранящих традиции.

Капище Купалы нашло пристанище на Кропоткинской площади. Образ этого божества традиционно был окружен обрядами, связанными с огнем, водой и травами. Большинство купальских обрядов проводилось по ночам. Считалось, что в самую короткую ночь в году стирается грань между обитатели Нави оживают, а грань между людьми и духами стирается.

Часть этнографов уверена, что Купала — имя более древнего божества Марены, чей образ тесно связан с сельскохозяйственными обрядами умирания и воскресения природы и человеческой смертью. На роль капища этого божества сегодня претендует место впадения ручья Черторыя в реку Москва. Известно, что в народе это место считается проклятым, так как здесь постоянно строились храмы, у которых была печальная и недолгая судьба.

Капище Трояна располагалось в Зарядье. Это покровитель земного, небесного и подземного миров. Его также называют Трибог и Триглав. Место его капище предположительно было на месте дубовой рощи в Зарядье, так как дуб считается священным деревом Трояна.

Подмосковье

Много капищ древних славян в Подмосковье до сих пор привлекают внимание многочисленных исследователей. Одно из самых известных — загадочное древнее строение неизвестного назначение, которое находится в местечке Белые Боги на северо-востоке Московской области на территории Сергиев-Посадского района.

В совершенно глухом лесу здесь стоит полушарие правильной формы, сложенное из камня. Оно около трех метров в высоту и около шести метров в диаметре. По легенде, здесь располагался языческий жертвенник.

Само местечко расположено возле городка Радонеж. На этом основании некоторые исследователи приходят к выводу, что капище было посвящено богу совета Радегасту.

Языческая религиозная система

, характерная для всех народов, отражала своеобразный договор человека с определенными силами природы — богами. В любом явлении окружающего мира языческое мышление усматривало сакральную волю светлых, либо темных божеств. На правильном (эффективном) подборе «языка общения» человека и Природы выстраивалась система языческой обрядности. Каждый этнос, в зависимости от внешних условий, вырабатывал свой, уникальный вариант этого договора.

Санкт-Петербург

Существовали древние капища славян и в Санкт-Петербурге. Считается, что оно было на участке Обводного канала от устья реки Волковки до Боровского моста. Место в народе нехорошее, даже проклятое.

История этой находки уходит своими корнями в 1923 год, когда во время прокладки теплотрассы рабочие наткнулись под землей на некое каменное сооружение. Это были гранитные плиты, расположенные по кругу. Их поверхность была покрыта неизвестными знаками и надписями, а под центральной плитой нашлись даже человеческие кости.

Археологи тогда пришли к выводу, что это капище XI-XII веков. Правда, тогда работы приостановить так и не удалось, полноценные исследования так и не были проведены. Некоторые уверены, что это городская легенда, другие склонны ей верить.

Есть древнее капище славян в Санкт-Петербурге, посвященное богу Перуну. Предположительно в Купчино, где затем оно было воссоздано неоязычниками уже в конце XX века. Жрецы и язычники проводили разные обряды, но в 2007 году его все-таки было решено снести.

Почитание славянами природных культовых объектов

Древние капища

Многочисленные источники донесли до нас сведения о почитании славянами природных культовых объектов. Среди них можно назвать камни, родники, колодцы, деревья, болота, озера, деревья, вообще все объекты, выделявшиеся по тем или иным причинам из окружающего ландшафта. Например, поклонение деревьям нашло отражение в находках двух моренных дубов, поднятых из Днепра — в них были вбиты кабаньи челюсти. У подобных естественных святилищ вплоть до недавнего времени устраивались народные празднества, донесшие до нас отголоски старых языческих обрядов.

Подобные объекты с трудом поддаются археологическому изучению — влияние времени и чрезвычайное разнообразие не позволяют как-либо классифицировать их.
Больше можно сказать о культе камней. Часто они имеют определенную грубую обработку, смысловую символику, либо естественные углубления, которые позволяют судить о роли данного природного объекта в языческом ритуале.

Почитание камней порой непосредственно связано с находящимся по близости капищем. Например, недалеко от городища-святилища расположенного у Кулишевки известен камень с двумя овальными углублениями, известным по местным легендам как «божьи ноги».
К культовым объектам можно отнести так же курганные некрополи.

Самара

Интересное место есть неподалеку от Самары. На небольшой поляне в густом лесу расположено самое настоящее языческое капище. Считается, что здесь поклонялись славянскому богу Велесу, покровителю медицины, знаний, волшебства и чародейства.

Известным оно стало с 80-х годов прошлого века. Одно время это древнее языческое капище в Самаре было весьма популярно: кто-то приезжал, чтобы прикоснуться к истории, а кто-то с целью проведения обрядов. Неоязычество было популярным и в этих местах.

Небольшая поляна в этом места и сейчас усеяна идолами, языческими символами и коровьими черепами.

Священный объект в доме — печь

Священным объектом в доме отдельной семьи была печь. К ней были обращены просьбы домочадцев и целый комплекс бытовых ритуалов. По поверьям именно в печи (или за печью) обитали домовые духи низшей ступени духовной иерархии и находился главный выразитель божественной воли — огонь.
Для ритуальных нужд отдельных семей или родов устраивались особые жертвенные ямы.

Связаны они с культом земледельческих работ и плодородия в целом.
С развитием родоплеменных отношений возникла потребность в создании мест для общих ритуальных действий представителей всего племени. С развитием института жречества наряду с естественными природными святилищами появляются особые рукотворные капища, на которых обычно выделялось почитание определенного божества. Это способствовало укреплению связей и развитию племенной общности.

Центральным культовым объектом на капище являлся идол

— скульптурное изображение того или иного бога, которому по видимому и было посвящено святилище. Иногда место идола занимал природный объект, чаще всего камень. Именно к этому кумиру были обращены прошения и ритуальные обряды совершаемые на капище. По-видимому, скульптурное изображение служило своеобразным «посредником» между человеком и определенной силой природы — богом.

Славянские идолы чаще всего представляли собой антропоморфные фигуры, выполненные в полный рост (чаще всего 2-2,5 метра), наделенные определенной атрибутикой, с четкими чертами лица. Столб мог быть как круглым в своем основании, так и четырехгранным. Известны так же простые рельефные изображения голов на длинном и толстом стержне. Помимо кумиров выполненных в полный рост известны небольшие изображения, возможно олицетворяющие духов-покровителей отдельной семьи.

Отличительной чертой славянских идолов было убранство.

Кумир мог иметь в правой руке определенный предмет: рог, кольцо, меч, связанный с тем или иным богом. Венчала изваяние чаще всего шапка (либо шлем), сходная с поздними княжескими головными уборами.
Руки идола могли быть сложены на груди, при этом правая рука была выше левой. Источники донесли до нас описание идола бога Святовита, установленного на острове Рюген в городе Аркона.

Идол изображал человеческую фигуру с четырьмя лицами. Левая рука была изогнута и упиралась в бок, правая держала рог, который ежегодно наполнялся вином. Иногда боги изображались с поднятой правой рукой.
По-видимому, основным материалом для изготовления идолов служило дерево. Многочисленные упоминания деревянных изваяний известны в летописях.

Находки каменных идолов

Среди археологических источников наиболее многочисленны находки каменных идолов. Среди них выделяют несколько типов: столбы, столбообразные с одним или несколькими лицами, столбообразные с объемной головой, рельефные головы. Отмечены также характерные черты славянских каменных идолов: схематичность изображения, общая прямоугольная (чаще с четермя сторонами) форма, фронтальность постановки фигуры.

Сакральная сущность подобных городищ

является Ржавинское святилище на Украине. Здесь выявлены две круглые насыпи, на которых устанавливались специальные каменные вымостки для разжигания ритуальных костров. Центральная площадка небольшого размера была опоясана первым валом с пологими краями. Далее следовал небольшой ров, за которым располагалось основное место сбора народа — требище. Здесь раскопаны остатки длинных домов. Все святилище целиком вновь опоясывали вал и ров (на сей раз более широкий).

Иную форму имеет святилище на Благовещенской горе недалеко от Вщижа в Черниговской области. Расположено оно на высоком мысу над рекой. К подковообразному валу ограждавшему святилище со стороны поля примыкал огромный дом с входом посередине, где к валу через широкий ров примыкал земляной мост. На внутренней стороне капища обнаружены остатки отдельных массивных деревянных столбов, глубоко врытых в землю.

— святилищ заключалась по-видимому в убежище от действий злых сил. Удаленность и труднодоступность способствовали защите общины, построившей подобное убежище, не только от духовных, но и от физических противников. Как отмечал Б.А.Рыбаков «несомненна их связь с культом подводно-подземных сил «нижним миром», лучше всего выраженная самим болотом», местом на котором в основном и располагались подобные памятники.

Разрушенные древние капища славян

Не вызывает сомнение наличие у древних славян особых деревянных построек, в которых находились изображение богов и происходили языческие ритуалы. Из источников известен деревянных храм на острове Рюген (Руян) в летописной Арконе. Это натолкнуло некоторых исследователей на мысль о наличии храмовых зданий только у западных славян, связанных с аналогичной кельтской традицией. Но краткие описания подобных сооружений встречаются и у восточных славян.

Иногда в качестве языческих храмов рассматриваются дома-контины, места сбора населения для ритуальных пиров, хранилища ценных предметов, содержавшие по-видимому и «кумирни идольские».

Языческие храмы

Рассматривая вопрос о языческих храмах, академик Б.А.Рыбаков отметил селище Грудок, на котором обнаружены остатки подобной контины. Она представляла собой круглое наземное сооружение внутри, которого обнаружены остатки жертвенного кострища с глиняным основанием. Ближе ко входу обнаружены следы обгоревшего дерева, по предположению Рыбакова бывшего некогда идолом.

По бокам сооружения выявлены ниши, в которых также находились кумиры. При круглой форме постройки и центральном положении жертвенника вполне естественно предполагать наличие дымового отверстия в кровле здания.
Возможно, подобные контины, в которых устанавливались идолы, и являлись собственно языческими храмами, служившие обрядовым целям отдельного села или общины.

Помимо характерной для славянского язычества круглой формы святилищ встречались и прямоугольные (квадратные) здания. Кроме Арконского храма к подобному типу относится постройка около села Зеленая Липа на Днестре. Имея квадратную форму, контина был сложена из параллельных бревен, обмазанных глиной. В центре выявлена глубокая яма со следами вертикально стоящего столба, возможно идола.

Вряд ли к храмам могут быть отнесены длинные дома на городищах-святилищах. Их ритуальное использование ограничивалось проведением пиров и советов собравшихся на капище людей, а также хранением обрядовых предметов (возможно и изваяний божеств).
Кроме святилищ, на которых проводились обряды отдельных общин, в славянских землях известны особые культовые комплексы, которые на праздниках объединяли представителей целого племени, а то и племенного союза. В состав подобных комплексов входили все приведенные выше типы капищ в сочетании с поклонением окружающим природным объектам.

Планировка культовых мест

Культовые места, входившие в ритуальные комплексы, имели сложную планировку, неоднократно перестраивались и создавались на протяжении нескольких веков. О регулярных празднествах, собиравших массы населения говорят многочисленные остатки жертвоприношений животных.
В земле балтийских славян основной религиозный центр располагался в Арконе — священной крепости на острове Руян (современный Рюген).

По свидетельству Саксона Грамматика город был построен на труднодоступном мысу, с запада был закрыт высокой насыпью с укреплениями. Внутри он вновь разделялся валом и рвом, отделявшими святилище от остальной территории. На центральной площади стоял деревянный храм прямоугольной формы, в котором находился кумир главного божества жителей острова — Святовита.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: