Гаятри мантра для стремящихся к духовному росту

Предназначение мантры

Гаятри означает то, что защищает душу и ведет к спасению, а слово мантра означает . Таким образом, само название указывает на цель и суть духовной практики и говорит жизни, подразумевая очищение сознания и освобождение из ловушки материально мира, в котором находится в заточении. В определенных духовных кругах эта мантра считается самой сильной и самой эффективной, хотя не все духовные практики рекомендуют ее как панацею от всех бед, считая, что есть средства более могущественные. Тем не менее, давайте рассмотрим, что нам может дать повторение Гаятри. Ежедневное повторение Гаятри мантры приносит человеку множество духовных и материальных благ: очищает ум и сознание от негатива, иллюзий и заблуждений, развивает интеллект (укрепляет разум), дает паранормальные способности и наделяет практикующего мудростью.

Гаятри мантра возвращает человеку здоровье и красоту, дает долголетие и благополучие, избавляет от страхов и неудач, исполняет желания и помогает преодолевать трудности и препятствия — как в социальной жизни, так и в духовной практике.

Также утверждается, что Гаятри может избавить от таких крайне неприятных явлений, как порча и сглаз, потому что обладает огромной очищающей силой. Эта ведическая мантра аннулирует плохую карму, избавляя от последствий греховных (неправильных) действий, и даже избавляет от колеса сансары, прекращая наши постоянные перерождения в материальном мире и возвращая нас в мир духовный — Царство Бога.

Результатом качественной практики является способность видеть истину, достижение так называемого универсального сознания, пробуждение интуиции и духовное просветление.

Шри Гаятри мантра: текст

Для практики нужно отчетливое понимание смысла Гаятри, поэтому давайте ознакомимся с самим текстом и несколькими вариантами его перевода.

ОМ БХУР БХУВАХ СВАХАТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМБХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

(Om Bhur Bhuvah SvahaTat Savitur VarenyamBhargo Devasya DheemahiDhiyo Yo nah Prachodayaat)

Текст мантры Гаятри на санскрите можно посмотреть на картинке, а прослушать звучание можно в красивом видео-ролике, который вы найдете в конце статьи.

ОМ — священный слог, часто произносимый перед самой мантрой и после нее. Считается, что ОМ содержит в себе всё знание, являясь источником Вед и всего творения. БХУР, БХУВА, СУВАХА – уточняется, какое творение имеется в виду: Физическая, Астральная и Небесная сферы Бытия. ТАТ — Пусть Та Высшая Божественная Сущность.

(Слово ТАТ означает Парабрахман, Верховное Существо) САВИТУР – Источник, солнечное божество, Вишну, Всевышний.  БХАРГО — на Духовную Лучезарность (сверкающий, самосветящийся, высший чистый свет). ВАРЕНЬЯМ ДЭВАСЬЯ — Этой Восхитительной Высшей Божественной Реальности. (Слово «Вареньям» подразумевает Господа Вишну, прибежище и конечную цель для всех душ;

«О, Всевышний, Создатель Вселенной, Дающий жизнь, Устраняющий боль и страдания и Дарующий счастье! Ты есть высший Свет, разрушающий грехи. Мы медитируем на Тебя, чтобы Ты вдохновлял, просветлял и вел наш ум в правильном направлении!»

«Пусть та сущность Господа Вишну, проявляющаяся как Солнце, сделает мой ум пребывающим в Его божественном «Я” во  всех действиях и делах и во все времена!»

«Мы преклоняемся перед божественным Солнцем, всевышним Богом, освещающим всё, от которого все исходит, и к кому все должно вернуться, кого мы призываем направлять наш разум в нашем продвижении к его святым стопам!»

«Мы медитируем на трансцендентную Славу Всевышнего Божества, которое пребывает в сердце земли, в жизни неба и в душе Небес. Да побуждает и просветляет Оно умы наши!»

«Мы медитируем на великолепие Ишвары, творца Вселенной, достойного поклонения, воплощающего знание и свет, и устраняющего всяческие грехи и невежество. Да просветит он разум наш!»

«Мы медитируем на всепочитаемую силу и славу Того, Кто создал небеса, землю и нижний мир, и Кто направляет наш разум!»

Таким образом, мы видим, что мантра Гаятри фокусирует наше внимание на Источнике, Первопричине, Творце, от которого все исходит, который может нам помочь очистить сознание и, в конце концов, достичь освобождения из материального мира, что является высшей целью человеческой жизни.

Строгих правил нет, но есть советы и рекомендации, которых нужно придерживаться, если есть такая возможность.  Здесь приведены общие рекомендации для начинающих, а более подробно можно узнать о практике повторения мантры Гаятри в соответствующих священных писаниях.

Лучшее время для практики – это раннее утро (перед восходом солнца) и вечер, перед закатом. Также хорошо повторять мантру в полдень. Произнося мантру перед едой, вы очищаете пищу от негативной энергии, а повторение Гаятри перед принятием душа позволит очистить не только тело, но и внутреннее пространство. Также можно практиковать в любое другое время, в любом месте и в любых обстоятельствах.

Как много повторять? Традиционно для повторения мантры используются четки, в которых насчитывается 108 бусин. Считается, что один полный круг мантры (108 повторений Гаятри) – это минимум для тех, кто серьезно относится к практике, и этот круг нужно пройти, не отвлекаясь на другие дела. Чем больше кругов, тем сильнее эффект. А перед едой или перед принятием душа можно повторить мантру несколько раз, например, 3, 9 или 11.

Выберите спокойное место, где вас никто не будет отвлекать, сядьте удобно, с ровной спиной, лучше лицом на восток или на север. Расслабьте мышцы. В центре груди или прямо перед собой представьте Солнце, в центре которого поместите образ богини Гаятри (см. картинку выше), и начинайте читать мантру. Если нет возможности следовать этим советам, делайте, как можете.

Произносить можно вслух, про себя или шепотом. Считается, что мысленное повторение мантры Гаятри обладает наиболее сильным эффектом, но это и самый сложный вид практики, так как в этом случае ум отвлекается больше, чем при произнесении мантры вслух или шепотом. Поэтому, когда ваш ум беспокойный, лучше произносить вслух – это позволит больше внимания сосредоточить на звуках.

Если, повторяя мантру, вы вкладываете в свои слова любовь к Богу, это многократно усиливает ее действие. Если любви к Богу нет, попробуйте почувствовать благодарность Ему. Всегда можно найти что-то, за что вы благодарны жизни. Если нет и этого, просто внимательно повторяйте Гаятри, слушая свой голос и старясь не отвлекаться на посторонние мысли, проблемы и любые другие посторонние вещи.

Видео с мантрой Гаятри

Исполнитель: Deva Premal and Miten, gayatri mantra.

Гаятри мантра для стремящихся к духовному росту

Гимны этой мандалы по традиции приписываются Вишвамитре, сыну Гатхина, внуку Кушики.

Чтобы разобраться в глубинном смысле этой мантры, необходимо знать историю её зарождения, проникнуться величием её творца и попытаться прочувствовать всю её всеобъемлемость.

«…Для жертвоприношений Брахма создал из своего переднего (восточного) рта Гаятри и строфу Трич2, гимны восхваления Три-врита3, Ратхантара-саманы4 и Агништому5. Из правого (южного) рта он создал гимны Яджус6, размер Триштубх7, священные гимны Чандас8 и пятнадцать гимнов Стома, и Брихат-саман9, и стихи Уктха10.

Из заднего (западного) рта создал гимны Саман, размер Джагати11 и пятнадцать гимнов восхваления Стобха, Вайрупа-саманы12, и стихи Атиратра13. Из левого (северного) рта создал он двадцать один Атхарва-гимн14, жертвенный стих Аптор-яман и размер Ануштубх15, и размер Вирадж16. Могучий Брахма создал в начале кальпы17 грозы, с молниями и тучами, а также румяную радугу и птиц. И большие и маленькие существа были созданы из его конечностей…»

Мы видим, что Брахма «создал Гаятри из своего рта». Эта образная формулировка может означать, что Брахма произнёс Гаятри-мантру и другие гимны, стихи, придав им соответствующую для них правильную форму, строфу, ритм и размер. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Гаятри существовала изначально как тонкая энергия в форме космических вибраций, подобно самому Брахме.

Что подразумевается под Гаятри в этом тексте? Можно разобраться в этом, взглянув на само слово «Гаятри». Оно состоит из двух основных корней: «гаяте», что означает «песнь», и «траяте», что означает «защита». Следовательно, в совокупности мы получаем «защитную песнь», или оберегающий, сохраняющий звук — мантру. По дальнейшему контексту мы видим логическое соответствие этого заключения.

Нужно иметь ввиду, что Гаятри не просто мантра, она является эталоном, некой божественной формулой и порождает целый класс Гаятри-мантр, которые посвящены различным божествам. Все эти мантры сохраняют стихотворный размер Гаятри и имеют 24 слога. Вишвамитра, благодаря своим аскезам18 и глубокой упорной медитации, смог постичь и воспроизвести эту мантру, тем самым подарив её миру. Что же сподвигло Вишвамитру пойти таким нелёгким путём и добиться столь высокой реализации?

Гаятри мантра для стремящихся к духовному росту

Ответ мы можем найти в древних ведических эпосах «Рамаяне» и «Махабхарате», авторы которых повествуют об одной и той же истории борьбы между высоким духом мудреца Васиштхи и гордыней Вишвамитры.

Некогда Вишвамитра был царём-кшатрием19 по имени Вишваратха. Храбрый и честолюбивый, он, посетив ашрам20 мудреца Васиштхи, который был сыном самого Брахмы, отведал угощений и возжелал заполучить чудесную корову Нандини, которая жила в ашраме мудреца и помогала ему в служении. Мудрец Васиштха отказал ему, и Вишваратха захотел забрать её силой. Но корова не желала покидать Васиштху и, будучи божественным существом, в ярости своей уничтожила всё войско Вишваратхи.

Вишваратха решил во что бы то ни стало обрести благие заслуги, чтобы овладеть божественным оружием. Для этого он удалился в лес и поселился на склонах Гималаев, где длительное время держал суровые аскезы, чтобы добиться благосклонности Шивы.

«…– О царь, почему ты подвергаешь себя аскезе? Чего ты хочешь? Я дарую тебе благословение и исполню всё, что ты пожелаешь!

Гаятри-мантра: как практиковать

Гаятри — это сама суть Вед и Шастр33. Исходя из Ригведы, Вишвамитра открыл Гаятри-мантру, обращаясь в молитвах и славлениях ко всем Богам. Тогда он познал единство всего сущего. «Сарва Девата Сварупини», где «сарва» — ‘весь’, «девата» — ‘божественный’, «сварупа» — ‘собственная форма, качество’. Таким образом, всё вокруг имеет качества Бога.

Эта простая истина вечна, она ведёт к недвойственному восприятию, гармонии и единству с Богом. Ему открылась Гаятри и явилась сама Сарасвати (жена Брахмы), её другое имя — Гаятри, а также Савитри. Она хранительница и мать четырёх Вед, богиня знания, мудрости, красноречия и искусства. Появившись пред ним, она нарекла его Вишвамитрой, что значит «друг всех живых существ».

«Паро Раджасе’савад Ом» — ‘пребывающий вне тьмы Ом’.

Вьяхрити — это «огненные» слова, или «рождённые огнём». Священные изречения семи высших миров, каждое из которых отражает суть своего мира: первые три — махавьяхрити: «бхур», «бхуваха», «сваха», затем остальные вьяхрити: «манар», «джанар», «тапар», «сатья». После пранавы (ОМ) в ритуале используют первые три — махавьяхрити, но есть варианты исполнения всех семи.

Для того чтобы углубиться в практике пения Гаятри мантры, необходимо не только изрекать звуки мантры, знать значение слов, но и осознавать глубинный смысл каждого сказанного слова, и тогда в сознании зазвучат очень знакомые нашей душе родные вибрации. Постичь смысл, заложенный в слогах мантры не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд.

  • того, кто является провидцем, риши данной мантры, помнить его имя — простой знак благодарности;
  • девату, аспект Бога, к которому обращаются в данной мантре;
  • тон или размер, в котором следует декламировать мантру;
  • особую цель ритуала, в котором необходимо использовать данную мантру.

Давно известно о связи санскрита с русским языком, это две формы одного и того же языка, чья фонетика изменилась со временем и в связи с обстоятельствами, которые сопровождали носителей этого языка. Однако само словообразование осталось настолько неизменным, что это подтверждают санскритологи. Единая корневая основа сохранилась также в языках латинской группы, которая, в свою очередь, является дочерней в индоевропейской языковой семье.

Smriti parisuddhau svarupa sunya iva artha matra nirbhasa nirvitarka

Aum — пранава, или священный звук, символизирующий всё сущее.

Махавьяхрити — три качества трёх миров, отражающие природу Бога.

Bhur — ‘существование’. Эта вьяхрити означает земной проявленный материальный мир, мир Яви39. Бурный поток, говорим мы, подразумевая энергичное движение, бурение,

бурление; даже сама земля имеет бурый цвет. Таким образом, это движение жизни, прана38, Природа или сама жизнь, поддерживаемая Богом.

Bhuvaha — ‘пребывание’. Эта вьяхрити означает атмосферный небесный мир. Здесь подразумевается само бытие, без границ. Это невидимый мир Нави40. Мы слышим корень «быв»: бывать, бывание, бывность, пребывание, бхава, бывший, выше небес и пространства. Над материальным миром, над Майей (иллюзией), над миром страстей. То, что существует параллельно с материальным миром, но не проявлено в нём в грубой форме.

Svaha — ‘свет’. Эта вьяхрити означает следующий уровень мироздания в форме света — Сварга41. Миры Слави42 и Прави43. Тонкоматериальный мир, на котором Всевышний являет собою сияние всех живатм44 и имеет всепроникающую природу. Он наполняет собою все формы мироздания, при этом не имея своей собственной формы, его свет течёт во всём. На этом уровне Бог управляет всем, так как он и является всем.

Tat — ‘тот’. Указательное местоимение. Обозначает Всевышнего. Это не просто местоимение, и использовано неслучайно. Обращение к Богу с помощью относительного местоимения (тот), а не личного (ты, он), имеет очень важный смысл. Отношение к Богу, как к «тому», указывает на его безличность, т. к. он проявлен во всех формах.

Savitur — ‘живитель’. Ещё одно качество Всевышнего. Здесь прослеживается корень «vita», что значит жизнь, «sa» или «su» означает участие, именно здесь участие в обеспечении энергией жизни. Таким образом, мы обращаемся к Богу, как животворящему источнику жизненных сил природы. В материальном мире люди всегда видели источник жизни в воде и в солнце.

Гаятри мантра для стремящихся к духовному росту

Varenyam — ‘принятие, приятный, желательный’. В этом слове звучит самый распространённый корень «var»: Сварга, сварганить, творец, сотворить, сварить, переварить, удовлетворить, говорить, варна, Варуна, вартана, париврита, ворота. Как часто мы говорим, что «не перевариваем» кого-то или что-то, т. е.

это нам не по нутру, это для нас вредно и не соответствует нашей природе. В таком контексте становится ясно, что «вареньям» — это качество Бога, отражающее его благоприятность для нас. Он тот, кого мы лучше всего примем своим нутром, а точнее душой, живатмой; он тот, кто лучше всего нами может быть усвоен, чистейший прасад46, если можно так выразиться. Только источник духовной пищи может насытить нас наиболее полноценно.

Bhargo — ‘очищающий, лучезарный, чистый, светлый’. Такой перевод весьма образный, но корневая основа подсказывает нам истинный смысл. Bh — это приставка; очень часто в санскрите с этих звуков начинаются слова, и она означает «Бог, божественный, великий, благой». Argo — это известный нам корень, его мы встречаем среди греческих и латинских наименований, например, корабль всем известного Ясона «Арго», герой «Аргус» — тысячеокий;

здесь это перекликается с Арджуной (героем-лучником, которого его учитель Дрона считал лучшим, так как тот обладал уникальным зрением и всегда попадал в цель), и наконец, «аргентум» — ‘серебро, металл’, издревле считающийся священным и назван так неспроста. В действительности ионы серебра обладают антисептическими, бактерицидными свойствами.

Серебро используют для очищения в медицине и технике. Но всё это уже вторичные термины, первично же само слово, означающее луч света, стремящегося поразить тьму. Божественный свет, который устраняет тьму неведения, очищает сознание и исцеляет душу от невежества. Свет, который являет собой божью любовь, силу и величие, источающее чистоту.

Гаятри мантра для стремящихся к духовному росту

Devasya — ‘Абсолют’. Это слово образовано от санскритского «deva» — ‘Бог’ и «devata» — ‘божество’. Однако эта форма слова имеет более глубокий смысл. Девами в индуизме называют многих богов, каждый из которых обладает определёнными качествами (Агнидев — бог огня, Павандев — бог ветра, Сурьядев — бог солнца, Ямадев — бог смерти и т. д.).

У славян это были дивы, каждый из которых имел свою вотчину, в которой творил чудеса. Слово «девасья», как и другие слова в санскрите, имеет общую с русским языком фонетику и порядок словообразования. Нас интересует окончание «sya». Мы можем поискать в русском языке похожие формы: например — колосья, братья, кутья, гостья, третья, харатья, сватья и т. д.

«Т» и «С» — взаимозаменяемые звуки, часто сливаются, образуя звук «Ц», потому у нас много глаголов, оканчивающихся на «тся», а произносим всегда «ца», так и получается, что глагол «дивиться» и существительное «девица» звучат одинаково. Как у нас, так и в санскрите, мы можем встретить этот дифтонг, например, «матсья» — рыба, и здесь мы тоже при правильном произношении услышим «Ц».

В санскрите нет буквы, обозначающей звук «Ц», однако сам звук есть, и используются то «С», то «Т», то обе буквы вместе — всё как в русском языке. Получается, что в окончаниях «Т» и «С» могут меняться в зависимости от самих слов. Мы обращаем внимание на то, что слово «deva» в санскрите мужского рода;

если поискать среди приведённых выше примеров русских слов, то мы увидим, что большинство из них женского рода и лишь два (братья и колосья) имеют мужской род и множественное число, что как раз и образует такое окончание. Следовательно, мы можем сделать вывод, что devasya — это божества. Божество или Бог во множественном числе, т. е.

Dhimahi — ‘медитация’. «Dhi» — ‘интеллект, ум, разум’; «mahi» — ‘максимум, великий, большой’. Т. е. дословно мы получаем максимальную работу разума над самим собой, образно говоря, околопредельные способности мозга. Это и есть концентрация. В контексте мантры это слово означает предельную концентрацию на Боге, направление всей ментальной энергии к высшему источнику существования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: