Древний дракон Василиск мифология и легенды

Существует ли Василиск?

Над ответом на этот вопрос не один год бьются ученые разных стран. Они сформулировали несколько версий, которые объясняют, кого из звериного мира могли назвать Василиском:

  1. В 4 веке до нашей эры Аристотель упоминал очень ядовитого змея, особо почитаемого в Египте. Как только он начинал шипеть, все животные в панике бежали.
  2. Похожа немного на это существо ящерица-хамелеон, ее еще называют христовой за умение бегать по воде. Но убивать она не умеет, в чем жители джунглей Венесуэлы уверены.
  3. Есть сходство Василиска и с игуаной, которая имеет нарост на голове и кожаный гребень на спине.

Ученые сходятся в том, что Василиск существует только в воображении, в древности опасным змеям и непонятным существам люди часто приписывали необычные способности. Отсюда и легенды о страшном чудовище, которое убивает взглядом на расстоянии. В геральдике сохранился такой образ Василиска: голова и тело птицы, плотная чешуя, змеиный хвост. Увековечили его и в барельефах, жуткое создание можно увидеть в швейцарском городе Базеле, где стоит памятник этому покровителю города.

Этимология названияПравить

Василиск с древнегреческого дословно переводится как царёк.

Василиск — существо, упоминаемое в различных источниках.

В Библии, по мнению ряда комментаторов, — одно из названий опасной ядовитой змеи. Хотя точное отождествление затруднено, в тех или иных местах может обозначать кобру или гадюку.

В «Естественной истории» Плиния Старшего василиск — змея, наделённая мифическими чертами. В иных источниках — мифический чудовищный змей. В частности, лужичане считали, что василиск — петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы.

В Библии слово «василиск» впервые появляется в переводе Ветхого Завета с иврита на древнегреческий язык (Септуагинта, III—I века до н. э.) и латынь (Вульгата, IV—V века). Также употребляется в русском Синодальном переводе (XIX век).

В еврейском тексте, Танахе, прямого аналога слова «василиск» нет. В частности, в 91 псалме Танаха (соответствует 90-му псалму греческого и русского текста Псалтири) место этого слова занимает др.-евр. «פתן»‎‎ («лев, львёнок»), а в Книге пророка Исаии Танаха — др.-евр. «אפעה»‎.

Кроме того, «василиск» из Синодального перевода Второзакония соответствует еврейскому слову сараф («жгучий»), которое может обозначать ядовитых змей; а в Книге пророка Иеремии ему соответствует еврейское слово цефа, или цифони, обозначающее ядовитую змею — восточную гадюку (Vipera xanthina).

Слово «василиск» в греческом тексте Ветхого Завета, Септуагинте, упоминается дважды — в 90-м псалме и в Книге пророка Исаии.

Кирилл Александрийский, объясняя место из Книги пророка Исаии, указал, что василиск — это детёныш аспида: «Но они ошиблись в расчёте, и им пришлось испытать то же, чему по великому неразумию подвергаются те, которые разбивают яйца аспидов; потому что, разбивши их, ничего другого в них не находят, кроме василиска. А этот зародыш змия очень опасен, и притом это яйцо — негодное».

Такая трактовка противоречит тому, что в Ис. 14:29 говорится будто плодами аспида являются «летучие драконы». Однако источники различают мифических летучих змей, в которых тогда верили, и василисков.

Как выглядит Василиск?

Легенды сохранили несколько описаний этого существа, и они менялись со временем. Самый распространенный вариант: дракон с головой петуха и глазами жабы, но есть и другие:

  1. Второй век до нашей эры. Чудовище Василиск представлен, как большая змея с птичьей головой, лягушечьими глазами и крыльями летучей мыши.
  2. Средние века. Змея трасформировалась в петуха с хвостом огромной гадюки и туловищем жабы.
  3. За границей Средневековья. Василиска представляли петухом с драконьими крыльями, тигриными когтями, хвостом ящерицы и орлиным клювом, с яркими зелеными глазами.

Василиск в Библии

Не обошли такое чудовище и в библейских сказаниях. В священных текстах упоминается, якобы Василиски жили в пустынях Египта и Палестины. Его называли «сараф», что в переводе с иврита означает «жгучий». Кирилл Александрийский пишет, что такое создание могло быть детенышем аспида. Учитывая, что аспидами называли ядовитых змей, можно сделать вывод, что речь идет об этих созданиях животного мира.

Василиск — славянская мифология

Древний дракон Василиск мифология и легенды

Василиск в русской мифологии упоминается редко, сохранилось лишь упоминание о змее, который появился на свет из петушиного яйца. Зато в заговорах его упоминают часто, называя Василиском, олицетворяя змею. Русичи верили, что Василиск завораживает взглядом, поэтому цвет «Василисковый», который трансформировался со временем в «Васильковый», тоже считался опасным.

Это отношение перенесли и на Васильки, считая, что они вредят посевам. После принятия христианства на 4 июня припал праздник мученика Василиска Команского, которого стали называть Васильковым повелителем. Крестьяне имели в виду власть над этими цветами, а не змеями. На праздник Василиска запрещалось пахать и сеять, чтобы Васильки потом не забивали рожь.

В популярной культуреПравить

  • В романе Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Тайная комната» василиск представлен в виде гигантского змея, прямой взгляд которого несёт смерть, а, будучи отражённым, обращает человека в камень.
  • В сказке Джеральда Даррелла «Говорящий свёрток» главные герои освобождают волшебную страну Мифландию от власти злых василисков, описанных приблизительно так: петушиное тело, драконьи хвосты и чешуя вместо перьев, способны выдыхать пламя.
  • В цикле романов Анжея Сапковского «Ведьмак» часто упоминается василиск как чудовище, на которое ведьмак охотится. Присутствует василиск и в компьютерных играх, созданных компанией CD Projekt RED по мотивам этих романов.
  • В романе Умберто Эко «Имя розы» один из героев даёт такое описание василиска: «Бойся василиска! Се царь гадов, полный страшных ядов. Оными плюется! И хуже плевков. Пустит вонь, злостно так — убьет наповал! Брысь, брысь! Отрава! На горбу белый крап, башка петуха, передом стояч, задом ползуч, како всякий змий. Мрет от ласки…»
  • В цикле книг Терри Пратчеттаа «Плоский мир» василиск — это «редкое животное, обитающее в пустынях Клатча. Он похож на змею двадцати футов длиной с едкой слюной. Ходят слухи, что его взгляд способен обратить живое существо в камень, но это не соответствует действительности. На самом деле его взгляд просто измельчает рассудок в фарш, как ножи мясорубки»
  • В мультфильме «Дружба — это чудо», серия «Мастер взгляда», василиск выглядит как гибрид «цыпленка, но с телом змеи», обитающий в Вечнозелёном лесу и способный обращать всех существ в камень.
  • В игре Age of Wonders 2: The Wizard’s Throne василиск показан огромным ящером.
  • В игре Neverwinter Nights: Shadows of Undrentide василиск выглядит как небольшая рептилия, способная обращать в камень.
  • В серии игр Heroes Mights and Magic василиск — ящер, способный обращать в камень.
  • В дополнении к игре Mass Effect 3 «Левиафан» также упоминается василиск.
  • В игре Dark Souls 2 присутствует ящероподобное чудовище Василиск, который может выдыхать облако, способное обратить в камень.

Легенда о Василиске

Тема драконов настолько необъятна, что мы решили разбить ее на две части. Сегодня мы расскажем об этих фантастических чудовищах из мифов и легенд. А в одном из следующих номеров “МФ” вас ждет статья о современных драконах в фэнтези и фантастике.

Ажи-Дахака

В переводе с зендского языка древней Персии — “Великий Змей”. В зороастризме — ужасный дракон, одна из трех голов которого — человеческая. Он — ближайший сподвижник бога зла Аримана, обладающий “тысячью чувств”, способный повелевать штормами и болезнями. Из его ран исходит не кровь, а змеи, скорпионы и прочие ядовитые гады.

Аналогично дракону-Сатане из библейского “Откровения Иоанна Богослова”, Ажи-Дахака рано или поздно вырвется из плена, пожрет треть человечества и будет убит другим героем — Кересаспой.

Гора Дамаванд, где, по легенде, томится Ажи-Дахака.

Апалала

В буддийской мифологии — водяной дракон, живший в реке Сват (северо-запад современного Пакистана). Однажды проходивший мимо Гаутама Будда обратил его в буддизм. Эта история — одна из популярных легенд данной религии.

Апеп (Апофис)

Воплощение тьмы и хаоса, египетская разновидность дракона. Чаще всего представляется в виде змеи, реже — крокодила. Апеп родился от плевка богини охоты Нит и был одним из главных врагов бога Ра (Солнца). Последний каждую ночь заходил за горизонт и путешествовал в лодке по подземному миру.

Апеп в древнеегипетской живописи.

Это интерсно

Тарраска из «Dungeons {amp}amp; Dragons» — настоящий кошмар для игроков.

У кельтов драконы символизировали власть, лидерство. Это было отражено в их словообразовании — например, “Pendragon” означает “Вождь”.

С драконами часто путают вивернов — старинного геральдического ящера, имеющего лишь две ноги и по определению неспособного извергать огонь. Считается, что виверны не блещут интеллектом и легко поддаются одомашниванию.

Гидра — маленькое (до 1 сантиметра) беспозвоночное животное с щупальцами, обитающее в пресной воде. Свое название оно получило за исключительную способность к регенерации. Гидру можно вывернуть наизнанку, раскатать в лист и разрезать на множество частей — и все равно из каждого кусочка вырастет новый экземпляр. Исследователи 19 века заявляли, что они измельчали гидр до пастообразного состояния — и полученная “каша” срасталась в гидру. Однако в наше время повторить этот эксперимент не удалось— живучесть гидр все же имеет свои пределы.

Среди летающих ящеров — птерозавров, вымерших в конце мелового периода, — самым крупным (и вообще крупнейшим летающим существом за всю историю планеты) был кетсалькоатлус, названный так в честь бога Кетсалькоатля. Размах его крыльев составлял 12 метров, а вес — 50 килограммов.

Слово “тараска” у французских военных означает 20-миллиметровую зенитную пушку. В ролевой игре “Подземелья и драконы” тарраска (с двумя “р”) — самый сильный монстр, имеющий иммунитет практически к любым видам оружия и магии. Чудовищ с аналогичным именем также можно встретить в романе Пирса Энтони “Шерстяной щелок: едкая байка” (1984), стратегической компьютерной игре “Starcraft” и онлайновых играх “Anarchy Online”, “Irth Online”.

Типичный представитель европейских драконов, упоминаемый в польских сказках. Дракон жил в Вавельском холме города Кракова (там сейчас стоят крепость и собор), на берегу реки Вистулы. Каждый месяц он требовал от жителей по одной молоденькой девушке на съедение.

Король Крак, основавший город, неоднократно пытался расправиться с наглым ящером, однако даже самые храбрые рыцари были здесь бессильны. Отчаявшись, он предложил руку своей дочери Ванды любому, кто решит эту проблему. На подвиг вызвался молодой ученик сапожника по имени Жевзик Дратевка.

Под замком — вход в пещеру Вавельского дракона. Наши дни.

Как водится, он прибегнул к хитрости — подложил к пещере дракона тушу ягненка, набитую серой. Чудовище слопало отраву и стало мучиться от страшной жажды. В итоге дракон выпил половину реки Вистулы и попросту лопнул.

Иллуянка

Древний дракон Василиск мифология и легенды

В мифологии хеттов (древний народ, населявший север Сирии и воевавший с Египтом) — дракон, враждовавший с богом грозы Тешубом. Существует несколько вариантов этой легенды, в которых одинаково подчеркивается, что Иллуянка гораздо сильнее Тешуба. Потерпев от дракона очередное поражение, последний просит богиню Инару о помощи.

По другой версии дракон побеждает Тешуба и забирает у него сердце с глазами (похожий мотив есть в египетских мифах, где Гор после поединка с Сетом теряет один глаз). Тешуба такой вариант развития событий не устраивает — он вступает в брак с богиней Хебат, рождает сына Сарруму (дословно — “Король гор”) и женит его на дочери Иллуянки. Отец подговаривает жениха, чтобы в качестве приданного тот потребовал отнятые у него глаза и сердце.

Получив искомое, Тешуба вновь начинает войну с драконом. Саррума встает на сторону тестя, поэтому бог грома убивает не только древнего ящера, но и своего сына.

Йормундганд

В скандинавской мифологии — огромная змея, плод сожительства бога хитрости Локи и великанши Ангрбоды (дословно — “Предсказывающая беду”). Помимо нее, у родителей было еще два ребенка — жутковатая владычица подземного мира Хель и волк Фенрир, которому в конце света суждено поглотить верховного бога Одина.

Последний, как только увидел жуткую Йормундганд, сразу же решил на всякий случай отправить ее от себя подальше, на дно морское. В океане эта рептилия выросла настолько, что смогла обернуться вокруг Земли, достав головой до своего хвоста. Поэтому она получила имя Митгард — Мировая Змея. Отношения с богами у нее не сложились — наиболее сильно Митгард враждовала с громовержцем Тором, которого, согласно пророчеству, она должна была в конце концов убить.

С их противостоянием связано несколько историй. Великаны, ненавидевшие бога грома, однажды решили посрамить его в “подставных” соревнованиях. Наслав на него волшебные чары, они попросили Тора поднять обычную кошку. Могущественный бог едва смог оторвать ее от земли — ведь на самом деле под обликом кошки скрывалась змея Митгард.

В другой раз Тор, обеспокоенный пророчеством, решил сходить на “рыбалку” и изловить Митгард. Экипировка была соответствующей: огромная лодка великана Гимира, голова исполинского быка в качестве наживки, толстый канат и здоровенный крюк. Змея быстро “клюнула” и стала тянуть с такой силой, что лодка почти ушла под воду. Днище не выдержало: Тор провалился сквозь него, но попал ногами на отмель и продолжил вытаскивать змею.

Тор и Гимир на «рыбалке». Исландский манускрипт 18 века.

Когда ее голова показалась над водой, нервы у великана Гимира не выдержали, и он обрубил канат. Змея тут же стала уходить на глубину. Обозлившись, Тор кинул ей вслед свой волшебный молот Мьёльнир (приблизительный перевод — “Тот, который разбивает”). Последний настиг Митгард, но так и не убил ее.

В Рагнарёке (последняя битва богов) Тор наконец-то убьет Митгард, однако отойдет от трупа змеи всего на девять шагов и упадет замертво, отравленный ее ядом.

Кетсалькоатль

“Пернатый Змей”, могущественное южноамериканское божество, почитаемое ацтеками, ольмеками, тольтеками, микстеками и майя (последние называли его Кукулькан). На ацтекском языке науи это приблизительно означало “змей с перьями кетсаль”. Кетсаль — райская птица, перья которой считались особой ценностью и использовались в головных уборах индейских королей. Кроме того, многие южноамериканские короли брали себе имя “Кетсалькоатль”, чтобы подчеркнуть свое божественное происхождение.

Божественный змей. Срисовка с фрески, найденной при раскопках города майя Яшчилан.

Культ Кетсалькоатля насчитывает, как минимум, несколько тысяч лет. Вероятнее всего, Крылатому Змею приносились человеческие жертвы, однако в целом он считался существом сугубо позитивным. Так как Кетсалькоатль вел постоянную борьбу с злым богом Тецкатлипокой (“Дымящееся зеркало”), его иногда называли “Белый Тецкатлипока”. Их противостояние якобы закончилось изгнанием Кетсалькоатля, который перед уходом обещал непременно вернуться.

Ацтекский император Монтесума II первоначально решил, что прибытие Эрнандо Кортеса в 1519 году — это возвращение Кетсалькоатля.

У некоторых народов Кетсалькоатль был связан с утренней звездой, а его брат-близнец, бог молнии Ксолотл — с вечерней (имеется в виду планета Венера в разное время суток). Кроме того, считалось, что Пернатый Змей подарил людям календарь, научил их выращивать маис, изобрел книги — словом, занимался просветительством.

Одна из легенд говорит о том, что после гибели четвертого мира (наш — пятый и последний) Кетсалькоатль спустился под землю, нашел там кости предыдущей расы, населявшей планету, и превратил их в людей, оросив собственной кровью.

Стоглавый дракон, сын морского бога Форкия и ужасного водного чудовища Кето. Согласно древнегреческой мифологии, Ладон охранял золотые яблоки в саду Гесперид. Каждая из его голов умела говорить разными голосами на множестве языков.

Левиафан

https://www.youtube.com/watch?v=ZS9ReDL9hic

В иудаизме считается морским драконом, монстром, созданным самим Богом (термин “Тананим”, упоминаемый в еврейском переводе Книги Бытия, многие склонны переводить как “морское чудовище, крокодил, змея”).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: