Валькирия персонаж скандинавской мифологии

Происхождение слова «валькирия»

Корни слова «валькирия» имеют скандинавское происхождение. Значение слова кодируется двумя словами древнеисландского языка valr «трупы убитых в битве» и kjósa «выбирать». Это отображает мифологическую роль данного существа на поле боя как проводницы убитых воинов в царство мертвых. Также в самом слове есть отсылка к месту под названием Вальгалла — дворец павших воинов в мире мертвых.

Учитывая этимологию слова, стоит понимать, что в славянскую мифологию она пришла именно от скандинавов. Однако валькирия скандинавов и валькирия славян имеют много общего.

Архетип Великой Матери и Валькирия

Любой мифологический образ по Юнгу рождается из архетипов, которые уже существуют в нашем сознании.

Корни образа Валькирии, конечно, берут начало в обычной земной женщине, которая может зародить в себе новую жизнь. Однако сознание человека разделяет образ Великой матери на две составляющие: дающая жизнь и забирающая ее. Плодородие имеет важное значение в становлении мифологического образа различных богинь.

А другая сторона образа Великой Матери как раз и трансформировалась в отдельного персонажа — Валькирию.

Например, со словом валькирия созвучно исландское сочетание Velu māte, что означает «мать мертвых». В скандинавской мифологии есть такое понятие как «отец мертвых» — Valfọðr. Логично предположить, что там, где есть отец, всегда есть мать. Из-за наступления патриархального уклада в скандинавских племенах мать мертвых не появлялась как парный элемент для Valfọðr. В балтийском варианте, наоборот, нет такого прямого термина как отец мертвых, однако есть Velu māte.

Место валькирий в славянских ритуалах

Со скандинавских языков слово «валькирия» переводится делать за скольких «подбирающая убитых». В мифах образ Валькирии значимый и многогранный. С одной стороны, они, таково же как и норны, прядут нити судьбы, с другой – воздействую получай человеческие судьбы с дня рождения и выбирают, кто победит в сражении.

Основная поручение воительниц — исполнение воли Одина. Этим девушкам в сияющих доспехах поручалось получи поле брани выбирать героев среди усопших и провожать их в Вальхаллу. В сказаниях указывается, ровно воительницы умели трансформироваться в лебедей.

В сих легендах образы первых воительниц почитались как дочери Одина. Их поручение — присутствовать во время битв, им давали и возможность решать, который победит, а кто останется побежденным.

Валькирия персонаж скандинавской мифологии

Согласно первым записям, валькирии – настоящие девушки-богатыри: сильные, мужественны, смелы и беспощадные, наделенные сверхъестественными возможностями.

В дополнительных песнях к Старшей Эдде валькирий изображали как бы работающих за ткацким станком и поющих девушек. Однако в руках у них отнюдь не нитки, а внутренние органы людей – так влияли на человеческие жизни.

Персонаж в легендах романтизируют. Из грубых воинов девы трансформируются в девственных красавиц с голубыми глазами и золотистыми кудрями, они прислуживают Одину и воинам нате пиршестве в Вальгалле.

В англосаксонских сказаниях отдельные воительницы – родственники эльфов, оставшиеся – дочери мужественных героев, павших в сражениях.

Об этих бесстрашных девах счет потерян легенд. В сказаниях встречается и такой сюжет, когда сильная дева спасает простого земного мужчину, как видим за него замуж и жертвует ради любимого магической силой.

Девы-воительницы изображаются в доспехах, шлемах с рогами или крыльями[1], со щитами и копьями. От блеска их доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние.

Валькирия персонаж скандинавской мифологии

Миссия валькирий — сопровождать погибших героев в Вальхаллу. Кроме того, в Вальхалле валькирии прислуживают воинам за столом, разнося им мёд[2]. Иногда им даруется право решать исход битвы, а иногда они лишь выполняют веления Одина. В мифах валькирии предстают дочерьми Одина.

В героических песнях «Старшей Эдды» валькирии приобретают черты женщин-богатырей. Они фигурируют в качестве возлюбленных героев Хельга и Велунда. Валькирию Сигрдриву, в последующей традиции отождествлённую с Брюнхильд, Один наказывает и погружает в сон (она больше не будет участвовать в битвах и выйдет замуж) за то, что она его ослушалась и в поединке между конунгами дала победу не Хьяльм-Гуннару (которому Один обещал победу), а Агнару; её пробуждает великий герой Сигурд («Старшая Эдда», «Речи Сигрдривы»).

  • Гель («Зовущая»)
  • Гейр («Копье»)
  • Гейрахёд
  • Гейрскёгуль
  • Гёндуль
  • Гондукк («Волчица»)
  • Гунн («Битва»)
  • Мист («Туманная»)
  • Рандгрид («Разбивающая щиты»)
  • Регинлейв («Всадница Бури»)
  • Рота («Сеющая смятение»)
  • Свава
  • Сигрдрива
  • Сигрюн («Тайная победа»)
  • Скеггльёльд
  • Скёгуль («Свирепствующая»)
  • Скульд («Долг»)
  • Ташиги («Дозорная»)
  • Труд («Сила») — дочь бога Тора и богини Сиф
  • Хильд («Воительница»)
  • Хлекк («Шум боя»)
  • Хьертримуль
  • Христ («Потрясающая»)
  • Хьерфьетур («Оковы войны»)
  • Лиод — дочь великана Гримнира

Валькирия в скандинавской мифологии — это дева-воительница, которая помогает воинам в битве. В одних источниках упоминается ее свойство влиять на исход битвы, в других, наоборот, подчеркивается их подчиненное положение по отношению к богине Фрейе и Одину и неспособность чем-то помочь воинам.

Однако они провожают павших в бою в мир мертвых. При этом валькирия описывается как красивая девушка в доспехах и шлеме на крылатом коне.

Также одной из функций этих девушек является прислуживание воинам на пиру в Вальхалле. Они подносят напитки героям, которые пали как доблестные воины.

В славянских Ведах также есть упоминание о валькирии. Что такое валькирия в славянской мифологии — вопрос до сих пор спорный.

В Ведах упоминается она как богиня-покровительница воинов. Как и в скандинавской мифологии, богиня Валькирия сопровождает воинов, которые погибли в бою в Вол Халу, где они будут теперь жить и пировать во главе с богом Волхом — богом-войном, защитником славянских народов.

В славянской культуре она также считалась защитницей Вед, оберегая их от дурных глаз. В славянской мифологии обрела более высокий статус. В отличие от скандинавской прислужницы или дочери Одина, у славян Валькирия имела полноценный статус богини.

Она могла решать судьбу воина, который ей вверился, предопределять исход битвы. У славян богиня не была воительницей, она просто оберегала воинов от неблагоприятного исхода битвы и сопровождала их в мир иной.

При этом людей, которые умирали своей смертью или не в сражениях, забирала богиня Марена.

Валькирия считалась защитницей и утешительницей воинов, вместе с тем хранительницей Вед. Эта ее роль определяет также участие в ритуалах славян.

Валькирия изображалась в форме оберега, который был призван охранять своего владельца от злых сил. Причем использовать его могли не только воины, также оберег делали и для мужчин, и для женщин.

Считалось, что символ дает дополнительную доблесть мужчине, который его носит, а женщине дополнительный источник мудрости.

Также данный символ наносили как печать на рукописные книги. Уже после появления письменности и христианской культуры этот символ все равно иногда использовали как защиту знаний.

Именно из легенды о валькирии появился обычай у женщин отпускать косы и не стричь их ни в коем случае, если их мужчина находится в бою.

Изначально, еще во времена славянского язычества, считалось, что богиня Валькирия имеет земных помощниц, обычных дев, которым передает свою силу и магию через волосы.

Где встречаются упоминания о валькириях

Первое упоминание в письменных источниках появилось в произведении «Старшая Эдда» — сборнике древнеисландских песен о сражениях, богах скандинавского пантеона и героях.

Также встречаются упоминания о валькириях и в древнегерманской мифологи, где они являются дочерьми Одина и помогают ему в Вальхалле. Также можно встретить образ этот в «Песни о Нибелунгах».

В менее известных источниках также встречаются упоминания о валькириях. Например, в «Прорицание вельвы», «Речи Гримнира», «Видение Гюльви».

Ссылки

Символ валькирия

Валькирия — это также еще и одно из изображений древних славян, несущих в себе эзотерическую символику. Символ этот состоит из круга, символизирующего собой дневное небесное светило, в который заключены два квадрата и четырехконечная специфической формы свастика.

Данный символ объединяет в себе четыре важных аспекта воинской славянской культуры:

  • Благородство. Считалось, что любой, кто носил этот символ — становился более благородным.
  • Мудрость. Появлялась способность мыслить и действовать разумно и ясно.
  • Справедливость. Для воина это считалось важнейшей чертой характера.
  • Честь. Способность отстоять свой народ перед врагом.

Данный символ считался защитником рода славян. Война — это всегда потери. А валькирия — это символ, который был способен сгладить негативную энергию войны, а также дарить участникам боев спокойствие, умиротворение и смирение перед исходом битвы. То самое смирение, которое заставляет действовать по чести и совести вне зависимости от предполагаемого результата войны.

Получается, что данный знак валькирии в славянской мифологии — это не только дева с крыльями. Это нечто сакральное, олицетворяющее защиту всего славянского рода. И на самом деле тот факт, что валькирия и как персонаж, и как символ весьма прочно укоренились в древнеславянской культуре, не случаен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: