Личность Алистера Кроули: биография, мнения и позиции.

Ранние годы: 1875—1894

Эдвард Александр Кроули родился 12 октября1875 года в городе Лимингтон-Спа, графство Уорикшир, Англия. Отец — Эдвард Кроули (Edward Crowley, 1830—1887), инженер по образованию, управлявший семейной пивоварней Crowley’s Alton Ales, мать — Эмили Бишоп (Emily Bertha Bishop, 1848—1917).
Родители Кроули были членами секты «Плимутские братья».

Ежедневное изучение Библии сопровождало всё детство Алистера. Однако после смерти отца все попытки матери укрепить Кроули в христианской вере только провоцировали его скептицизм. Постоянно бунтующее поведение доводило его мать до такой степени, что она в сердцах называла Алистера «Зверем 666» (из «Откровения Иоанна Богослова») — этим эпитетом Кроули впоследствии любил называть себя[7].

В 1895 году, после окончания школы, Кроули поступил в колледж Святой ТроицыКембриджского университета. Сперва он проявлял интерес к изучению «моральных наук» (философии, психологии и экономики), но затем, под влиянием учителя, переключился на изучение английской литературы. Годы обучения в университете были беззаботным временем для Кроули из-за крупного наследства, оставленного отцом.

В декабре 1896 года Кроули решил посвятить себя оккультизму и мистицизму. В следующем году он начал изучение книг по алхимии, мистике и магии. Короткая болезнь в 1897 году привела его к мыслям о смерти и «бесплодности человеческого существования», или, по крайней мере, о бессмысленности дипломатической карьеры, которую он ранее выбрал для себя.

В 1898 году он издал свою первую поэтическую книгу, ушёл из Кембриджского университета и познакомился с Джулианом Бейкером (братом D.A.), который представил Кроули Самуэлю Матерсу.

В 1937 году Кроули издал книгу «Равноденствие Богов», а в следующем году — «8 лекций по йоге».

В 1944 году выходит одна из самых знаменитых работ Кроули — Книга Тота, но сама колода «Таро Тота» была издана только в 1969 году вместе с переизданием книги.

В 1945 году Кроули переехал из Лондона в частный пансион «Незервуд» в Гастингсе, где закончил свою книгу «Магия без слёз».

Личность Алистера Кроули: биография, мнения и позиции.

Остаток жизни Кроули провёл, скитаясь по недорогим гостиницам, сначала в Лондоне, затем в Гастингсе. Там он занимался рассказами о своем учении и поиском денег на жизнь. Ряд биографов и историков проводят мысль о его пристрастии к героину в то время. В то же самое время он познакомился с Джеральдом Гарднером, основателем Викки.

1 декабря1947 года Кроули скончался в пансионе «Незервуд» в Гастингсе. 5 декабря его тело было кремировано в Брайтоне. На похоронах, согласно его последней воле, были прочитаны избранные места из его «Книги Закона» и сочинённый им незадолго до смерти «Гимн Пану».

Алистер (Эдвард Александр) Кроули родился в городке Лимингтон-Спа (Уорикшир, Англия) в доме №30 по Кларендон-сквер 12 октября 1875 года, между 11 и 12 часами вечера. Его отец, Эдвард Кроули (ок. 1830—1887) получил инженерное образование, но, по словам Алистера Кроули, никогда не работал по специальности. Он держал долю акций в семейном пивоваренном деле («Пиво Кроули») и получал немалую прибыль, благодаря чему смог отойти от дел еще до рождения сына.

Мать Алистера, Эмили Берта Бишоп (1848—1917) родилась в семействе, происходившем из Девоншира и Сомерсета. Сын ее презирал, а она порой называла его в сердцах «Зверем 666», что производило на мальчика глубокое впечатление и запомнилось на всю жизнь. Отец Кроули по воспитанию был квакером, но вскоре после женитьбы присоединился к консервативной группе христианской секты плимутских братьев и стал странствующим проповедником.

Каждый день после завтрака он прочитывал жене и сыну вслух одну из глав Библии.5 марта 1887 года, когда Кроули было 11 лет, его отец умер от рака языка, оставив сыну большое наследство. Алистер всегда восхищался отцом и считал его «своим героем и другом», поэтому смерть Эдварда Кроули стала поворотной точку в жизни его сына.

Алистер учился в частной школе плимутских братьев в Кембридже, но был исключен оттуда «за дурное поведение». После этого он недолгое время посещал Малверн-колледж и Тонбриджскую школу, а затем был переведен в Истбурн-колледж. Постепенно у него формировалось глубоко скептическое отношение к христианству. Он указывал своим наставникам в религии на различные логические нестыковки в Библии и бунтовал против норм христианской морали, в строгом повиновении которым был воспитан. Одним из главных проявлений этого юношеского бунта стали тайные сексуальные связи — как со знакомыми девушками, так и с проститутками.

В феврале 1924 года Кроули посетил гурджиевский «Институт гармоничного развития человека». С самим Гурджиевым он так и не встретился, но в дневнике назвал его «замечательным человеком». Правда, некоторые методы и принципы «Института» вызвали у него осуждение, но он усомнился, что сведения, которые сообщил ему ученик по имени Пиндар, в точности отражают воззрения учителя.

По некоторым утверждениям, Кроули посещал «Институт» еще раз и все-таки увиделся с Гурджиевым, который оказал ему весьма холодный прием. Биограф Кроули, Сутин, относится к этим сведениям скептически, а ученик Гурджиева Ч.С. Нотт предлагает другую версию: он осуждает Кроули как черного мага или, по меньшей мере, невежду, и заявляет, что его учитель «бдительно следил» за гостем, но ни о какой открытой конфронтации не упоминает.

16 августа 1929 года в Лейпциге Кроули женился на никарагуанке Марии де Мирамар. Они расстались в 1930 году, но официально так и не развелись. В июле 1931 года Мирамар была помещена в психиатрическую лечебницу «Колни Хэтч» в Нью-Саутгейте, где и оставалась вплоть до самой смерти, на протяжении тридцати лет.В сентябре 1930 года Кроули посетил Лиссабон и встретился с поэтом Фернандо Пессоа, который перевел на португальский язык его стихотворение «Гимн Пану».

С помощью Пессоа он имитировал собственную гибель на скалах Бока-ду-Инферну («Адская пасть»); в действительности же Кроули попросту покинул страну и забавлялся, читая в газетах сообщения о своей смерти, а тремя неделями позже объявился перед публикой вновь — на берлинской выставке.В 1934 году Кроули проиграл судебный процесс против художницы Нины Хэмнетт, которая в своей книге 1932 года, «Смеющийся торс», назвала его черным магом.

Кроули был объявлен банкротом. Судья Свифт в своем обращении к присяжным заявил: «Вот уже более сорок лет я тружусь в том или ином качестве на службе закона. Я думал, что повидал все мыслимые и немыслимые разновидности порока. Мне казалось, что перед моими глазами за это время прошло все зло, на какое только способен человек.

Однако на этом процессе я понял: век живи — век учись. Я отродясь не слыхал о таких отвратительных, ужасных, кощунственных и мерзких вещах, которые вытворял этот человек (Кроули), представившийся вам как величайший из ныне живущих поэтов».Однако сразу же после вердикта к Кроули подошла женщина из публики — Патрисия Макальпин («Дейрдре»), заявившая, что желает родить от него ребенка.

Кроули принял предложение, и Патрисия родила ему сына, которому он дал имя «Алистер Ататюрк». Сыграть в жизни Кроули какую-либо мистическую или религиозную роль Патрисия не стремилась, и после рождения ребенка они — по обоюдному согласию — встречались лишь изредка.В марте 1939 года Кроули впервые встретился с Дион Форчун.

К тому времени она уже использовала его как прототип одного из персонажей своего романа «Крылатый бык» (1935) — черного мага Хьюго Астли.Во время Второй Мировой войны Ян Флеминг (будущий создатель Джеймса Бонда) и другие служащие «МИ-5» предложили Кроули участвовать в идеологической борьбе против нацистской Германии, через британского агента снабжая Рудольфа Гесса фальшивыми гороскопами, а заодно — и дезинформацией о вымышленной прогерманской группе, якобы действовавшей в Британии.

Однако правительство отказалось от этого плана, поскольку Гесс бежал в Шотландию на самолете, потерпевшем крушение на пустошах близ Иглшема, и сдался в плен. Флеминг предложил использовать Кроули на допросах Гесса, чтобы выяснить с его помощью, насколько доверяют астрологии другие лидеры нацистов, но его руководство отвергло эту идею.

21 марта 1944 года Кроули опубликовал «Книгу Тота», которую считал венцом своей литературно-магической карьеры. Книга вышла ограниченным тиражом в 200 экземпляров, в сафьяновом переплете, на довоенной бумаге; каждый экземпляр был собственноручно подписан автором. Менее чем за три месяца выручка от продаж тиража достигла 1500 фунтов.В апреле 1944 года Кроули переехал из лондонской квартиры в доме №93 по Джерман-стрит в гостиницу «Белль-инн» в Эстон-Клинтоне (Букингемшир).

Университет: 1895—1897

В 1895 году Кроули, которому вскоре предстояло сменить имя на «Алистер», приступил к трехгодичному курсу обучения в Тринити-колледже Кембриджского университета. Он намеревался получить степень бакалавра по этике и начал изучать философию, но вскоре с разрешения своего личного наставника переключился на английскую литературу, в то время не входившую в обязательную программу.

В период учебы в университете основное время Кроули тратил на свои увлечения, одним из которых был альпинизм: ежегодно с 1894 по 1898 гг. он проводил каникулы в Альпах, и другие альпинисты, с которыми он был знаком, признавали в нем «многообещающего, хотя и несколько эксцентричного скалолаза». Другим его хобби была поэзия.

Кроули писал стихи с десяти лет, а в 1898 году опубликовал за свой счет поэму «Акелдама» тиражом 100 экземпляров. Особого успеха она не имела, но, не обескураженный этим, Кроули в том же году опубликовал еще ряд стихотворений и поэм. Третьим увлечением были шахматы; Кроули вступил в университетский шахматный клуб, в первый же год выиграл партию у его председателя и тренировался по два часа в день, чтобы завоевать чемпионское звание, но в конце концов отказался от этой затеи.

В 1897 году Кроули познакомился с Гербертом Чарльзом Поллитом, председателем драматического клуба Кембриджского университета. Между ними завязались близкие отношения, но впоследствии Кроули разорвал этот союз, поскольку Поллит не разделял его интереса к эзотерике. «Я честно сказал ему, что посвятил свою жизнь религии и ему не находится места в моих планах.

Теперь я понимаю, каким я был дураком, какая это чудовищная слабость и ошибка — отвергать какую бы то ни было часть своей личности».Первый мистический опыт Кроули приобрел в декабре 1896 года, после чего начал читать книги по оккультизму и мистицизму. В октябре краткая болезнь заставила его задуматься о смертности и о «тщете всех человеческих усилий».

«Таро Тота»[ | ]

По-настоящему Кроули как эзотерика прославили карты Таро. Колоду карт Таро Кроули создавал совместно с художницей-египтологом Фридой Харрис[en]. Эта колода получила название «Таро Тота». Она наполнена глубоким символизмом, и каждая карта имеет астрологическое соответствие. В своей «Книге Тота» Алистер Кроули дает пояснение к каждой карте.

Мексика, Индия и Париж: 1900—1903

В 1900 году Кроули отправился в США, а оттуда — в Мексику, где к нему присоединился старый друг — альпинист Оскар Эккенштейн. Вдвоем они покорили несколько непростых горных вершин, в том числе Истаксиуатль и Попокатепетль; восхождение на Колиму пришлось прервать из-за вулканического извержения. В этот период Эккенштейн открыл, что и он не чужд мистических интересов, и посоветовал Кроули добиваться лучшего контроля над мыслями, обратившись к индийским методам раджа-йоги.

Расставшись с Золотой Зарей и Мазерсом, Кроули, тем не менее, продолжал магические эксперименты; из его дневников за тот период явствует, что именно тогда он начал открывать глубокий смысл, заложенный в магическом слове «Abrahadabra».Покинув Мексику — страну, к которой он навсегда сохранил большую симпатию, — Кроули посетил Сан-Франциско, Гавайи, Японию, Гонконг и Цейлон.

На Цейлоне он разыскал Алана Беннета и, усиленно занявшись йогой под его руководством, достиг возвышенного духовного состояния дхьяны. Беннет между тем принял решение стать монахом буддийской школы теравада и уехал в Бирму, а Кроули отправился в Индию для более глубокого изучения индуистских практик. В 1902 году в Индии он снова встретился с Оскаром Эккенштейном и еще несколькими альпинистами.

Сформировалась экспедиция для восхождения на пик К2, в которой, помимо Кроули и Эккенштейна, приняли участие Гай Ноулз, Г. Пфаннль, В. Уэссели и д-р Жюль Жако-Гийярмо. В ходе этого путешествия Кроули заболел гриппом, малярией и снежной слепотой; другим членам экспедиции также нездоровилось, и по достижении высоты в 6100 м над уровнем моря было решено повернуть назад.

В 1903 году Кроули женился на сестре своего приятеля Джеральда Фестаса Келли — Розе Эдит Келли. Это был брак по расчету, но вскоре после свадьбы Кроули по-настоящему влюбился в свою жену. Джеральд Келли был художником и другом писателя Сомерсета Моэма, который после краткого общения с Кроули сделал его прототипом одного из персонажей своего романа «Маг» (1908).

Орден восточных тамплиеров

1907 год в жизни Алекса Кроули стал решающим. Он рискнул открыть свой собственный орден, который назвал «Серебряная звезда». Если верить самому сатанисту, то в 1912 году он был обвинен Теодором Ройссом в том, что раскрыл публике все тайные ордена Восточных Тамплиеров. Стоит отметить, что изначально данный орден в потаенных мечтах Кроули должен был помочь всему социуму узнать истину в каждом человеке и познать волю Бога.

Мужчина был уверен, что если человек пройдет через определенные обряды посвящения, оценит их значимость, освоит незаурядные оккультические техники и получит священные знания, то он не просто станет членом ордена Восточных Тамплиеров, а даже сумеет получить знания, необходимые для диалога со своим священным ангелом-хранителем, высшей частью своего естества, которая является связью со всей вселенной и Богом.

В результате человек должен был ответить на вечные вопросы «Кто я, какая моя миссия?».

Несмотря на обвинения Теодора, Кроули заявил, что в своей Священной книге он не раскрыл никаких секретов, так как еще сам не достиг нужной степени развития.

Так, в отличие от других экстрасенсов (Гренинг, Чумак, Кашпировский, Ванга) маг Кроули не завоевал ничего, кроме презрения и отвращения.

В 1907 в жизни Кроули происходят два серьёзных события: он основывает собственный орден «Серебряная звезда», и составляет «Свод священных книг Телемы».

В соответствии с рассказом Кроули, в 1912 году Теодор Ройсс прислал ему письменное обвинение в публикации тайн «Ордена Восточных Тамплиеров». Кроули отверг эти обвинения, ссылаясь на то, что он не достиг той степени посвящения, на которой эти секреты раскрываются. Последующее общение привело к открытию британского отделения «Ордена Восточных Тамплиеров», под названием Mysteria Mystica Maxima.

1907 год в жизни Алекса Кроули стал решающим. Он рискнул открыть свой собственный орден, который назвал «Серебряная звезда». Если верить самому сатанисту, то в 1912 году он был обвинен Теодором Ройссом в том, что раскрыл публике все тайные ордена Восточных Тамплиеров. Стоит отметить, что изначально данный орден в потаенных мечтах Кроули должен был помочь всему социуму узнать истину в каждом человеке и познать волю Бога.

Мужчина был уверен, что если человек пройдет через определенные обряды посвящения, оценит их значимость, освоит незаурядные оккультические техники и получит священные знания, то он не просто станет членом ордена Восточных Тамплиеров, а даже сумеет получить знания, необходимые для диалога со своим священным ангелом-хранителем, высшей частью своего естества, которая является связью со всей вселенной и Богом.

Несмотря на обвинения Теодора, Кроули заявил, что в своей Священной книге он не раскрыл никаких секретов, так как еще сам не достиг нужной степени развития.

Так, в отличие от других экстрасенсов (Гренинг, Чумак, Кашпировский, Ванга) маг Кроули не завоевал ничего, кроме презрения и отвращения.

Телема и закон левой руки

телема

Сама телема — это религиозное течение, которое развил Кроули. Его основой стало магическое учение мудреца Абрамелина. Причем его доктрина опиралась на каббалу. На момент развития такого течения, как телема, Кроули был довольно известным членом ордена «Золотая заря».

На развитие своего религиозного течения и его подтолкнул тот факт, что ему удалось встретиться со своим святым духом Айвасом. Вроде как именно этот дух и нашептал Кроули текст его будущей Книги Законов.

Стоит отметить, что практически все учение Великого и ужасного сатаниста не просто просто основано, а даже заимствовано из древней конфессии, которая называется «Путь Левой Руки». Стоит отметить, что Кроули нередко пытался выдать чужие достижения за свои. При этом сама основа системы, которую он вроде как создал, принадлежат Франсуа Рабле и Паскалю Рэндольфу.

Интересно то, что все, что Александр позаимствовал у своих более опытных единомышленников, он полностью исказил и представил в другом свете. Например, первоначально Путь Левой Руки подразумевал использование женского и мужского начала для того, чтобы овладеть сексуальной магией.

Причем в данном случае женское начало считалось божественным, а мужское лишь было дополнением к нему. Как известно, Кроули был жутким женоненавистником и расистом.

Поэтому допустить главенство женского начала в собственном созданном культе он никак не мог. Он считал, что девушка не может стать посвящённой, так как недостойна этого и является всего лишь инструментом, который можно использовать для достижения поставленных задач. Однако, несмотря на явное несовершенство телемы, у учения было немало последователей.

Кроули пытался обустроить храмы везде, где он жил. Стоит отметить, что ритуалы проводимые там, были не самыми приятными. Проводились кровавые жертвоприношения животных, извращенные сексуальные оргии. В этот момент проявляется вся личность Кроули как простого сумасшедшего, а не великого гения.

Мужчина начинает скармливать своим последователям странные идеи, которые сейчас выходят за рамки понимания. Алистер уверял, что для того, чтобы стать на по-настоящему сильным магом, необходимо заразиться сифилисом, так как это один из самых ценных опытов.

Подобный беспредел не мог долгое время оставаться незамеченным. Вскоре во многих странах он стал персоной нон грата. Его не желали видеть на территории Сицилии, Франции, Германии. Путешествуя по миру, Алекс начал наживать себе многих врагов, среди которых были знаменитые отечественные оккультисты. Например Гурджиев, который считал его простым выскочкой и сумасшедшим.

телема

Сама телема — это религиозное течение, которое развил Кроули. Его основой стало магическое учение мудреца Абрамелина. Причем его доктрина опиралась на каббалу. На момент развития такого течения, как телема, Кроули был довольно известным членом ордена «Золотая заря».

На развитие своего религиозного течения и его подтолкнул тот факт, что ему удалось встретиться со своим святым духом Айвасом. Вроде как именно этот дух и нашептал Кроули текст его будущей Книги Законов.

Стоит отметить, что практически все учение Великого и ужасного сатаниста не просто просто основано, а даже заимствовано из древней конфессии, которая называется «Путь Левой Руки». Стоит отметить, что Кроули нередко пытался выдать чужие достижения за свои. При этом сама основа системы, которую он вроде как создал, принадлежат Франсуа Рабле и Паскалю Рэндольфу.

Интересно то, что все, что Александр позаимствовал у своих более опытных единомышленников, он полностью исказил и представил в другом свете. Например, первоначально Путь Левой Руки подразумевал использование женского и мужского начала для того, чтобы овладеть сексуальной магией.

Причем в данном случае женское начало считалось божественным, а мужское лишь было дополнением к нему. Как известно, Кроули был жутким женоненавистником и расистом.

Поэтому допустить главенство женского начала в собственном созданном культе он никак не мог. Он считал, что девушка не может стать посвящённой, так как недостойна этого и является всего лишь инструментом, который можно использовать для достижения поставленных задач. Однако, несмотря на явное несовершенство телемы, у учения было немало последователей.

Кроули пытался обустроить храмы везде, где он жил. Стоит отметить, что ритуалы проводимые там, были не самыми приятными. Проводились кровавые жертвоприношения животных, извращенные сексуальные оргии. В этот момент проявляется вся личность Кроули как простого сумасшедшего, а не великого гения.

Мужчина начинает скармливать своим последователям странные идеи, которые сейчас выходят за рамки понимания. Алистер уверял, что для того, чтобы стать на по-настоящему сильным магом, необходимо заразиться сифилисом, так как это один из самых ценных опытов.

Подобный беспредел не мог долгое время оставаться незамеченным. Вскоре во многих странах он стал персоной нон грата. Его не желали видеть на территории Сицилии, Франции, Германии. Путешествуя по миру, Алекс начал наживать себе многих врагов, среди которых были знаменитые отечественные оккультисты. Например Гурджиев, который считал его простым выскочкой и сумасшедшим.

В 1904 году Кроули и Роза отправились в Египет инкогнито — под именами князя и княгини Хива Хан (Кроули утверждал, что этот титул даровал ему некий восточный монарх). По рассказам Кроули, во время пребывания в Каире он решил развлечь свою беременную жену и провел магическую церемонию для вызывания сильфов, духов воздуха.

Сильфов Роза так и не увидела, но вместо этого вошла в транс и стала повторять: «Они ждут тебя». Вскоре выяснилось, что «они» — это древнеегипетский бог Хор и некий его посланник. Затем Кроули привел Розу в Булакский музей, где она с первой же попытки указала на изображение Хора на малоизвестной погребальной стеле жреца Анх-эф-на-Хонсу (VII век до н.э.;

эта стела впоследствии получила название «Стела откровения» и стала священной реликвией Телемы). Кроули с изумлением заметил, что в музейном каталоге эта стела значилась под номером 666 — знаменитым «Числом Зверя» из Апокалипсиса. Приняв это за знак свыше, 20 марта Кроули провел инвокацию Хора, после которой Роза (или, как он теперь называл ее, Пророчица Уарда) сообщила ему, что наступило «Равноденствие богов».

С 8 по 10 апреля Кроули записал текст «Книги Закона», продиктованный ему духовной сущностью по имени Айвасс. Айвасс представился как посланник Гарпократа (одной из ипостасей Хора) и объявил, что в истории человечества начался Новый Эон, а Кроули призван стать его пророком. Высшим нравственным законом Нового Эона был объявлен принцип «Твори свою волю: таков да будет весь закон», дополнением к которому служила формула: «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей»;

каждому человеку предстояло определить свою Истинную Волю и жить в соответствии с нею. Впоследствии эти принципы и текст «Книги Закона» легли в основу религии Телемы, хотя сам Кроули принял откровение о Новом Эоне и о своей миссии далеко не сразу. Поначалу он решил игнорировать многие предписания «Книги Закона» (такие, например, как приказ забрать Стелу Откровения из музея или повеление перевести «Книгу Закона» на все языки) и ограничился лишь рассылкой машинописных копий ее текста нескольким своим знакомым оккультистам.

Вернувшись в Британию, Кроули узнал, что его дочь Лилит умерла в Рангуне от брюшного тифа, а у жены развилась тяжелая форма алкоголизма. Кроули был потрясен происшедшим до глубины души; здоровье его было подорвано, и ему пришлось пройти несколько хирургических операций. Вскоре у него начался недолгий роман с актрисой Верой Степп («Лолой»), которой он посвятил несколько стихотворений.

Между тем Роза родила ему вторую дочь, которой дали имя Лола Заза и в честь рождения которой Кроули провел особый ритуал благодарения.Полагая, что поднялся на достаточно высокую ступень духовного адептата, Кроули начал думать об основании собственного магического общества. Поддержку в этом начинании ему оказал его друг, оккультист Джордж Сесил Джонс.

Вдвоем они начали проводить ритуалы дома у Джонса в Кулсдоне, а на осеннее равноденствие, 22 сентября 1907 года, разработали и исполнили новую церемонию, основанную на посвятительном ритуале Неофита Золотой Зари. Впоследствии Кроули переработал ее и оформил как «Liber 671» («Книга Пирамиды»). 9 октября ритуал был повторен с некоторыми изменениями.

С точки зрения Кроули, он стал одним из «величайших событий на его магическом пути»: в ходе этой церемонии он «достиг Познания и Собеседования со своим Священным Ангелом-Хранителем» и «вошел в транс самадхи, единения с божеством». Таким образом, была достигнута цель длительной операции Абрамелина (описанной в гримуаре под названием «Священная магия Абрамелина-мага»), которую Кроули начал несколько месяцев тому назад.

Результатом этого достижения стали Священные книги Телемы, первая из которых, «Liber VII», была записана 30 октября 1907 года. Через несколько дней Кроули получил следующую Священную книгу — «Книгу Сердца, Обвитого Змеем».Вскоре Кроули, Джонс и Дж.Ф.Ч. Фуллер решили основать новый магический орден, который стал бы преемником Герметического ордена Золотой Зари.

Новый орден получил название А:.А:., которое обычно расшифровывают как Argenteum Astrum (лат. «Серебряная Звезда»). Получение Священных книг продолжалось: на протяжении последних двух месяцев 1907 года Кроули записал «Liber LXVI», «Liber Arcanorum», «Liber Porta Lucis», «Liber Tau», «Liber Trigrammaton» и «Liber DCCCXIII vel Ararita».

Между тем Кроули вступил в любовную связь с Адой Леверсон (1862—1933), писательницей и в прошлом подругой Оскара Уайльда. Этот роман оказался недолгим: в феврале 1908-го Кроули вернулся к жене, временно избавившейся от алкогольной зависимости, и съездил с ней на отдых в Истбурн. Но вскоре у Розы наступил рецидив, и Кроули, не выносивший, когда его жена находилась в состоянии опьянения, бежал от нее в Париж.

В 1909 году врачи постановили, что Роза неизлечима и нуждается в постоянной госпитализации. Тогда Кроули наконец решил развестись с ней, но, не желая, чтобы пострадала ее репутация, взял вину на себя: по договоренности с Розой дело о разводе было возбуждено по обвинению Кроули в супружеской измене.Чтобы привлечь больше новых соискателей в новый орден, Кроули решил издавать журнал «Эквинокс» с подзаголовком «Обозрение научного иллюминизма».

Первый номер, вышедший в 1909 году, содержал произведения Кроули, Фуллера и молодого поэта Виктора Нойбурга, с которым Кроули познакомился в 1907 году. Вскоре к А:.А:. присоединились и другие оккультисты, в том числе адвокат Ричард Ноэл Уоррен, художник Остин Осман Спэр, Хорейс Шеридан-Биккерс, писатель Джордж Раффалович, Фрэнсис Генри Эверард Джозеф Филдинг, инженер Герберт Эдвард Инман, Кеннет Уорд и Чарльз Стенсфилд Джонс.

«Телемское аббатство»: 1920—1923

Кроули большую часть своего времени работал над созданием имиджа аморального человека[7].

В 1920 году Кроули уехал в Чефалу на Сицилии и основал там своё «аббатство» телемы (греч. «воля»), которое в наше время назвали бы «коммуной». В нём, со своими немногочисленными последователями он предается беспорядочным половым связям, употреблению наркотиков и занятиям магией[8]. В феврале в Чефалу умер ученик Кроули Рауль Лавдей (согласно одному из предположений, смерть произошла из-за отравления кошачьей кровью, чашу с которой якобы поднёс ему Кроули).

Жена Лавдея, Бетти Мей, подняла в британской прессе («Sunday Express» и др.) кампанию против Кроули. В апреле итальянская полиция приказала Кроули и его последователям покинуть Сицилию («невзирая на петицию протеста против подобных действий властей, направленную синьору Муссолини и подписанную всеми выдающимися гражданами Чефалу»[9]). Кроули уехал в Тунис и закончил там «Исповедь».

В 1926—1928 годах он совершает путешествия во Францию, Германию и Северную Африку.

В 1929 году Кроули был выслан из Франции. Он опубликовал свою книгу «Магия в теории и на практике». В Германии Кроули женился на никарагуанке Марии Феррари де Мирамар.

Покинув Нью-Йорк, Кроули и Лия Хирсиг вместе со своей новорожденной дочерью Анной Лией по прозвищу «Пупэ» (родилась в феврале 1920-го, умерла в больнице в Палермо 14 октября того же года) отправились в Италию. 14 апреля 1920 года они основали «Телемское аббатство» в Чефалу (Сицилия). Договор на аренду виллы Санта-Барбара, где разместилось аббатство, был подписан сэром Аластором де Кервалем (Кроули) и графиней Лией Харкур (Лией Хирсиг).

В период пребывания в аббатстве Лия приняла магическое имя «Алостраэль». Название самого аббатства было заимствовано из романа Франсуа Рабле «Гаргантюа» (1534), в котором фигурирует община под названием «Телема» — своего рода антимонастырь, жизнь обитателей которой «была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению».

Эта идеалистическая утопия и стала прообразом коммуны, основанной Кроули; однако последняя представляла собой также магическую школу, получившую название «Collegium ad Spiritum Sanctum» — «Колледж Святого Духа». Программа обучения в этой школе согласовалась с системой А:.А:. и включала в себя ежедневные поклонения Солнцу, изучение трудов Кроули, регулярную практику йоги и ритуальной магии и ведение магического дневника.

Ученики посвящали себя Великой Работе — познанию и реализации своей Истинной Воли. Лия Хирсиг привезла в Телемское аббатство не только дочку от Кроули, но и своего двухлетнего сына Ханси; еще одна любовница и ученица Кроули, Нинетт Шамуэй (Сестра Киприда), — трехлетнего сына по имени Говард. Кроули дал мальчикам прозвища «Дионис» и «Гермес».

Когда дочь Лии, Пупэ, умерла, Кроули погрузился в глубокую скорбь. Между тем у Лии случился выкидыш, а Нинетт родила от Кроули дочь, которая получила имя «Астарта Лулу Пантея». Хирсиг заподозрила, что Шамуэй подстроила ее выкидыш при помощи черной магии; Кроули нашел этому подтверждение в магическом дневнике Нинетт и изгнал ее из аббатства, но вскоре разрешил вернуться.В конце апреля 1923 фашистское правительство Италии предписало Кроули покинуть страну.

Канченджанга и Китай: 1905—1906

Вернувшись в Болескин, Кроули решил, что С.Л. Макгрегор Мазерс подвергает его магическим атакам из зависти к его успехам на поприще церемониальной магии. Отношения между бывшими собратьями непоправимо испортились. 28 июля 1905 года Роза родила своего первого ребенка — дочь, которой дали имя Нуит-Ма-Ахатхор-Геката-Сапфо-Иезавель-Лилит (в дальнейшем для простоты ее называли только последним именем).

Кроме того, Кроули основал издательский дом под названием «Общество распространения религиозной истины» (пародия на миссионерское «Общество распространения христианского знания») и опубликовал под его маркой несколько сборников стихотворений и эссе, в том числе «Меч песни». Продавались они плохо, несмотря на то, что производили сильное впечатление на многих критиков, и чтобы пробудить интерес у читателей, Кроули объявил о конкурсе на лучшее эссе о своей поэзии, назначив награду победителю в 100 фунтов. Победил Дж.Ф.Ч.

Фуллер (1878—1966), офицер британской армии и военный историк, в своем эссе «Звезда на Западе» заявивший, что Кроули — один из величайших поэтов за всю историю человечества.Кроули решил покорить еще одну из величайших гор планеты — Канченджангу в Гималаях, которую альпинисты того времени называли «самой коварной горой на свете».

В собранную им партию вошли доктор Жако-Гийярмо (ветеран восхождения на пик К2) и еще несколько европейцев, в том числе Шарль Адольф Реймон, Алексис Паш и Альчести Риго де Риги. Они добрались до Британской Индии и приступили к восхождению. В ходе этой экспедиции между Кроули и другими членами партии не раз возникали споры, и однажды вечером несколько спутников Кроули взбунтовались, сочтя его слишком неосторожным, и покинули лагерь.

Они решили отправиться в обратный путь тотчас же, не дожидаясь утра, хотя Кроули предупреждал их, что спускаться в темноте слишком опасно. В результате Паш и несколько носильщиков погибли в результате несчастного случая.Вернувшись из этой экспедиции, Кроули направился в Калькутту, где к нему присоединились Роза и Лилит.

Вскоре ему пришлось покинуть Индию, чтобы избежать ареста: он застрелил местного жителя, который пытался его ограбить. Вместе с женой и дочерью он отправился в путешествие по Китаю. Во время одного из переходов произошел примечательный случай: Кроули упал со скалы высотой в сорок футов, но остался цел и невредим.

Это происшествие убедило его, что высшие силы хранят его ради некоей великой цели, и он принял решение полностью посвятить себя духовной и магической работе. Выучив наизусть «Предварительное призывание» из «Гоэтии», он начал ежедневно применять его для призывания своего Священного Ангела-Хранителя. Проведя в Китае еще несколько месяцев, в марте 1906-го он решил вернуться в Британию.

Роза и Лилит отправились домой на пароходе через Индию, а Кроули предпочел посетить на обратном пути Соединенные Штаты, где надеялся собрать новую партию для еще одной попытки восхождения на Канченджангу. Перед отъездом он навестил в Шанхае свою давнюю подругу Элейн Симпсон, в одно время с ним состоявшую в ордене Золотой Зари.

Элейн заинтересовалась «Книгой Закона» и заключенной в ней пророческой вестью, которую Кроули до сих пор сознательно игнорировал. Вместе они успешно провели ритуал призывания Айвасса, и тот велел Кроули: «Возвращайся в Египет, в ту же самую обстановку. Там я дам тебе знаки». Но Кроули не последовал указанию Айвасса и направился в Америку, как и собирался.

По пути, во время остановки в японском порту Кобе, его посетило видение, которое он истолковал как знак того, что великие духовные сущности, известные как «Тайные Вожди», допускают его в Третий орден Золотой Зари. Прибыв в Америку и так и не найдя себе спутников для альпинистской экспедиции, он отправился домой и в июне 1906 года вновь ступил на землю Британии.

Кроули и нацизм[ | ]

Марта Кюнцель, одна из последовательниц Кроули в Германии, считала, что Адольф Гитлер был последователем наставлений Кроули, и с энтузиазмом следовала идеям нацизма. Однако как указывает Мартин Бут в книге «Жизнь Мага», сам Кроули неоднократно говорил о Гитлере как о «Маге, который не смог понять истинную суть таинства».

Кроме того, хорошо известно, что друг и спонсор Кроули Карл Гермер был арестован нацистским правительством по обвинению в «сотрудничестве с врагом рейха» франкмасоном Алистером Кроули. Однако несмотря на эти факты, после смерти Кроули представление о его влиянии на Гитлера получило весьма широкое признание в оккультной среде[10].

Виктор Нойбург и Алжир: 1910—1911

В 1907 году Кроули познакомился с Виктором Нойбургом, лондонским поэтом еврейского происхождения, увлекавшимся эзотерикой.В октябре 1908 года в Париже он снова достиг самадхи, используя ритуальный метод, и опубликовал отчет об этой работе, чтобы показать, что его методика эффективна и что отнюдь не обязательно становиться отшельником, чтобы достичь значимых мистических результатов.

30 декабря 1908 года, использовав псевдоним «Оливер Хаддо», Кроули выступил с обвинениями в плагиате против Сомерсета Моэма, автора романа «Маг». Статья Кроули была опубликована в журнале «Вэнити фэйр», главным редактором которого в то время был Фрэнк Харрис, восхищавшийся Кроули и впоследствии написавший известную книгу «Моя жизнь и любовь».

Моэм действительно создал Оливера Хаддо, персонажа своего романа, по образцу Кроули и впоследствии, как утверждал Кроули, в частном порядке признал факт плагиата.В 1909 году Кроули развелся с Розой, страдавшей неизлечимым алкоголизмом. Впоследствии она была госпитализировала и долгое время провела в лечебнице.

Кроули в искусстве[ | ]

Литература[ | ]

Также Кроули встречается в литературе под собственным именем в следующих произведениях:

  • Алистер Кроули — «Срібний павук» Василия Кожелянка.
  • Алистер Кроули — «Маски Илюминатов» Роберта Антон Уилсона.
  • Алистер Кроули — манга D.Gray-man (персонаж, обладающий силой экзорциста, безумно наивный и внешне очень похож на вампира).
  • Алистер Кроули — серия лайт-новелл To Aru Majutsu no Index японского писателя Кадзумы Камати и снятых по ней одноимённых аниме. Здесь этим именем зовётся второстепенный персонаж, таинственный маг, обычно показываемый плавающим вниз головой в огромном резервуаре с жидкостью.
  • Упоминается в книге Дэна Брауна о приключениях профессора Лэнгдона «Утраченный символ».
  • Упоминается в книге Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой».
  • Упоминается в книге Умберто Эко «Маятник Фуко».
  • Упоминается в книге Макса Фрая «Жалобная книга».
  • Упоминается в книге Михаила Харита «Рыбари и виноградари».
  • Упоминается в книге Роберта Ирвина «Ложа чернокнижников».
  • Алистер Кроули — «Мегатерион. Зверь 666» Фрэнсиса Кинга.
  • Алистер Кроули — книга Боба Гарсиа «Завещание Шерлока Холмса». Характеризуется человеком с «мрачной репутацией, который прежде был магистром «Золотого рассвета». Отмечено, что он создатель секты «Серебряная Звезда»
  • Алистер Кроули — «Потрошители времени» Роберта Асприна
  • Алистер Кроули — «Дом, который построил Джек» Роберта Асприна
  • Упоминается в книге Даниэля Пеннака «Людоедское счастье».
  • Демон Энтони Кроули — «Добрые предзнаменования» Терри Пратчетта и Нила Геймана.
  • Упоминается в графическом романе Гранта Моррисона «Бэтмен: лечебница Аркхем дом скорби на скорбной земле»
  • Алистер Кроули — «Дом потерянных душ» автор Ф. Дж. Коттэм
  • Алистер Кроули — «История будущего» Тимоти Лири
  • Алистер Кроули — «Карты великого мага» Ольги Тарасевич

Кино[ | ]

  • Исторический Алистер Кроули — один из персонажей испанского фильма «Наследие Вальдемара» (исп. La herencia Valdemar), где фигурирует как персонаж второго плана — Кроули проводит ритуал вызова демона, но ритуал оканчивается неудачей, что приводит к появлению потусторонних существ, вплоть до Древних, существ, описанных в «Некрономиконе». Примечательно, что для роли подобран актёр, внешне заметно схожий с Кроули.
  • Кроули — демон в телесериале «Сверхъестественное» (Марк Шеппард). Фигурируют два демона: Аластар, специализирующийся на пытках, и собственно Кроули — демон перекрестка, который впоследствии стал королем Ада.
  • Демон Энтони Кроули — «Добрые предзнаменования» Терри Пратчетта и Нила Геймана.
  • Алистер Кроули — аниме D.Gray-man; аниме-сериалы про Академию-Сити (Toaru Majutsu no Index, To Aru Kagaku no Railgun).
  • Алистер Кроули и профессор Оливер Хаддо (названный по имени героя упомянутой выше книги «Волшебник», но не являющийся прямым прототипом Кроули) являются персонажами фильма «Химическая свадьба (англ.)» (2008).
  • Алистеру Кроули посвящена экспериментальная картина Кеннета Энгера «Пробуждение моего демонического брата» (англ. Invocation of My Demon Brother), в которой роль Сатаны исполнил знаменитый сатанист Антон Шандор ЛаВей.
  • Алистер Кроули упоминается на 61-й минуте фильма «В тихом омуте» 2005 года, режиссёром которого был Брайан Юзна.
  • В новелле и аниме «Когда плачут чайки» является прототипом персонажа Уширомия Кинзо.
  • В биографическом сериале «Странный ангел» (10 эпизод первого сезона) Алистер Кроули присылает письмо главному герою Джеку Парсонсу, состоящему в телеме.

Музыка[ | ]

  • Фото Кроули присутствует на обложке альбома The Beatles от 1967 года Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (второй слева в верхнем ряду).
  • Алистеру Кроули посвящён альбом Джона ЗорнаIAO (Music in Sacred Light) (англ.)[12] (2002).
  • Под впечатлением книги о Кроули Оззи Осборн написал песню Mr. Crowley, на которую сделали каверы Moonspell и Cradle of Filth.
  • Альбом Оззи Осборна Diary of a Madman назван после прочтения автобиографии Кроули и посвящён ему.
  • Джимми Пейдж оформил некоторые из обложек группы Led Zeppelin на основе работ Кроули.
  • Образ Кроули является темой песни «Man of Sorrows» вокалиста Брюса Дикинсона с альбома Accident of Birth. Название песни цитирует Исайи53, относимое некоторыми толкователями к описанию Иисуса.[13]
  • Алистеру Кроули посвящена песня «Aleister Crowley Memorial Boogie» группы Edguy из альбома Age of the Joker.
  • Отсылка к Кроули есть у группы Klaxons в песне Magick.
  • У российской панк-группы Kiskin’ Zhar есть песня под названием «Алистер Кроули не любит стонир, Но стонир любит его».
  • От фамилии Алистера Кроули образовано название немецкой группы yelworC, воспевающей темную магию, религиозные ритуалы, смерть и насилие.
  • David Bowie — Quicksand (альбом Hunky Dory, 1971). В песне упоминается Герметический орден «Золотая заря», в который Кроули вступил в 1898 году и где он занимался мистицизмом. Кроме имени самого Кроули, упоминаются так же имена Гиммлера, Черчилля и Греты Гарбо
  • Американский рэпер Ghostemane в своих текстах часто называет себя Young Crowley, что переводится как «молодой Кроули».
  • Российский рэпер Oxxxymiron в треке «Кроиловы слёзы» упоминает, что у него на [книжной] полке Кроуль, а также «Некрономикон».

Смерть

В январе 1945 Кроули поселился в гастингском пансионате «Незервуд». За первые три месяца пребывания в Гастингсе его дважды посетила Дион Форчун; в январе 1946 года она умерла от лейкемии. В письме Кроули от 14 марта 1945 года она заявила: «Благодарность, которую я выразила за вашу работу в предисловии к “Мистической каббале” и которую я расценивала всего лишь как проявление литературной честности, стала оружием против меня в руках тех, кто считает вас Антихристом».

Кроули умер в «Незервуде» 1 декабря 1947 года в возрасте семидесяти двух лет. Он страдал бронхиальной астмой, но, согласно одному из биографов, причиной смерти стала респираторная инфекция. В течение суток после его смерти скончался последний из череды его лечащих врачей, доктор Томсон. Журналисты не замедлили заявить, что Кроули проклял Томсона за отказ выписать ему опиаты, к которым он пристрастился много лет назад как к лекарственному средству от астмы, назначенному другими врачами.

Биограф Лоуренс Сутин передает различные версии рассказов о кончине и последних словах Кроули. Фрида Харрис якобы заявляла, что перед смертью он воскликнул: «Ничего не понимаю!» — хотя в последние часы ее рядом с ним не было. Биограф Джеральд Састер приводит другую версию со слов некоего «мистера У.Г.», работавшего в день смерти Кроули в том же доме этажом ниже. Мистер У.Г.

утверждает, что Кроули ходил по своей комнате взад-вперед, а потом упал; услышав грохот, У.Г. поднялся посмотреть, что случилось, и обнаружил, что Кроули лежит мертвый на полу.Патрисия Макальпин, которая приехала к Кроули с их общим сыном и тремя другими детьми и находилась в доме 1 декабря, отвергает все эти версии и утверждает, что в момент его смерти услышала внезапный порыв ветра и раскат грома, хотя до того погода стояла тихая.

Литература[ | ]

  • Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. — Екатеринбург: Ультра. Культура, 2006. — 672 с. ISBN 5-9681-0107-5 (первое издание — в серии издательства «ЖZЛ», ISBN 5-9681-0001-X).
  • Кинг Ф. Мегатерион. Зверь 666. — М.: АСТ: Адаптек, 2009. — 316 [4] с. — (Альтернатива).
  • Стивенсен П. Р. Легенда об Алистере Кроули. — М.: Ганга, 2009. — 352 с. ISBN 978-5-98882-097-0.
  • Crowley A.The Confessions of Aleister Crowley. An Autohagiography[en]. — L.: Penguin Books / Arcana, 1989. — 984 p. ISBN 0-14-019189-5(автобиография).
  • Kaczynski R. Perdurabo. The Life of Aleister Crowley. Revised and expanded edition. — Berkeley: North Atlantic Books, 2010. — 720 p. ISBN 1-55643-899-0 (1-е изд: Kaczynski R. Perdurabo. The Life of Aleister Crowley. — Tempe: New Falcon Publications, 2002. — 560 p. ISBN 1-56184-170-6).
  • Kaczynski R. Weiser Concise Guide to Aleister Crowley. — San Francisco, CA, Newburyport, MA: Weiser Books, 2009. — 128 p. ISBN 1-57863-456-3.
на русском языке
  • Кроули, Алистер // Хронологический словарь всемирной истории / Ред. коллегия словаря: канд. ист. наук В. Л. Маслийчук, канд. искусствоведения М. В. Панова, канд. ист. наук С. В. Патрашиков, канд. архитектуры Я. Л. Пундик, канд. филол. наук В. Е. Татаринов, канд. филол. наук А. В. Терихова, канд. мед. наук В. В. Чугунов, канд. филол. наук Т. А. Шеховцова, д-р искусствоведения А. В. Шило, канд. филол. наук Е. Ф. Широкорад. — М.: Эксмо, 2006. — С. 1428. — 1536 с. — («Русский Webster»). — ISBN 5-699-14299-1.
  • Кэрролл Р. Т.Кроули, Алистер // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 672 с. — ISBN 5-8459-0830-2, ISBN 0-471-27242-6.
  • Саввин А. В.Современный сатанизм: идейные истоки, доктрина, практика / дис. … кандидата философских наук: 09.00.06.. — М.: РАГС, 1999. — 152 с.
  • Фаликов Б. З.«Новый век» назад в будущее // Наука и религия : Ежемесячный научно-популярный журнал. — 2010. — № 12. — С. 12—16.
на других языках
  • Dyrendal, Asbjørn.Satan and the Beast: The Influence of Aleister Crowley on Modern Satanism // Aleister Crowley and Western Esotericism. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2012. — P. 369–394. — ISBN 978-0-19-986309-9.
  • Hanegraaff, Wouter J.[en].Foreword // Aleister Crowley and Western Esotericism / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2012. — P. vii–x. — ISBN 978-0-19-986309-9.
  • Hutton, Ronald.Crowley and Wicca // Aleister Crowley and Western Esotericism. / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2012. — P. 285–306. — ISBN 978-0-19-986309-9.
  • Moreman, Christopher M. Devil Music and the Great Beast: Ozzy Osbourne, Aleister Crowley, and the Christian Right // The Journal of Religion and Popular Culture. — 2003. — Vol. 3.
  • Morgan, Mogg. The Heart of Thelema: Morality, Amorality, and Immorality in Aleister Crowley’s Thelemic Cult // The Pomegranate: The International Journal of Pagan Studies. — London: Equinox, 2011.
  • Owen, Alex.he Sorcerer and His Apprentice: Aleister Crowley and the Magical Exploration of Edwardian Subjectivity // Aleister Crowley and Western Esotericism / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2012. — P. 15–52. — ISBN 978-0-19-986309-9.
  • Richmond, Keith.Through the Witch’s Looking Glass: The Magick of Aleister Crowley and the Witchcraft of Rosaleen Norton // Aleister Crowley and Western Esotericism / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2012. — P. 307–334. — ISBN 978-0-19-986309-9.
  • Urban, Hugh B.The Occult Roots of Scientology? L. Ron Hubbard, Aleister Crowley, and the Origins of a Controversial New Religion // Aleister Crowley and Western Esotericism / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2012. — P. 335–368. — ISBN 978-0-19-986309-9.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: