Ангелы в исламе, их имена, силы и иерархия (6 фото)

Есть ли в исламе падшие ангелы?

Аллах соткал из света величественных и обладающих невероятной силой небесных существ – ангелов. Они являют собой воплощение абсолютного добра, на них возложена важнейшая миссия, но самым первейшим их предназначением является служение повелителю, вознесение ему почестей днем и ночью. Ангелы – верные слуги Аллаха, его огромное небесное воинство, победившее взбунтовавшихся вероотступников и джиннов.

В Коране не единожды упоминается о светлых существах, но детальное описание внешности размытое, больше говорится о деяниях. Они обладают невероятной силой, бесполые, безгрешные, не нуждаются в пище, за спинами у них крылья, закрывающие собой весь небосвод. Они невероятно красивы: блистательным обликом, благочестием и благородством.

Все имена ангелов в исламе не перечислить, так как их очень много, но различают несколько самых главных. Все остальные – хранители, несут ответственность за души. Великолепные небесные существа лишены даже малейших соблазнов, хотя и могут выбирать.

Ангел в исламе может в одночасье присутствовать везде, но простому человеку невозможно его увидеть. Только пророкам открывается такое невероятное явление, чтобы донести людям волю Аллаха. Ангельские существа называют словом «малаика», хотя они между собой не равны по иерархии. Они исполняют только свой круг обязательств, у каждого определенные способности.

Как уже упоминалось выше, различают огромное количество ангельских существ. Всех их невозможно перечислить. Но главные ангелы в исламе следующие:

  • Джабраил – обязан служить связующим звеном между Аллахом и пророками.
  • Михаил стоит во главе небесного ангельского воинства, под его управлением находятся ветры и тучи.
  • Исрафил – подует в священный рог, чем известит о начале конца света;
  • Малик — стоит на страже входа в ад.
  • Харут и Марут предупреждают о колдовстве, объясняют, что его нельзя применять. Словно наказание за соблазнение запретным плодом, за искушением придет расплата.
  • Мункар и Накир – приходят к усопшим, чтобы расспросить о деяниях.
  • Азраиль – ангел смерти в исламе, забирает человеческие души.

Исходя из описаний в Коране, ангелы не напоминают обликом Всевышнего:

  • Сотворены из света задолго до появления человечества.
  • Являются бестелесными созданиями, которые не может лицезреть человеческий глаз.
  • Не напоминают человека с крыльями, их сущность совершенно другая.
  • Ангелы огромные, а число крыльев колеблется от двух до нескольких сотен. Пророк описывает Джабраила, заслонившего собой небосвод, так: «Его шестьсот крыльев неимоверно большие, из них спадают искрящие капли, напоминающие коралл и жемчуг». Все ангелы созданы прекрасными в неземной красоте.
  • В некоторых случаях принимают человеческое обличье. Ангел Джабраил в исламе являлся к пророку в образе Дихйа ибн Халифа Аль-Кальби или приняв образ бедуина. Он представал в белоснежном одеянии и садился напротив пророка, чтобы расспросить о вере и знамениях последнего часа.
  • Хотя ангелы принимают облик человека, они бесполые.
  • Ангелам приписываю имена, но только несколько из них получили подтверждение достоверными текстами.
  • Служат на небесах и на земле, все происходящее на земле зависит от их деятельности.
  • Некоторые наделены способностью читать мысли. Прежде чем человек совершит проступок, ангелы-писцы докладывают о его намерениях Аллаху.
  • Преодолевают неимоверные состояния молниеносно.
  • Повинуются воле Всевышнего, они его покорные рабы.
  • Постоянно контактируют с людьми. Они сопровождают человека от рождения до смерти, некоторые приходят даже в могилу.

Ангелы в исламе занимают особое место среди всех неземных существ. Они считаются наиболее сильными существами во всем мире — сильнее их есть лишь Аллах. Всего, с точки зрения мусульманской религии, существует несколько видов сверхъестественных существ. Одними из них являются джинны, которые похожи на людей в своих признаках.

Ключевые отличия ангелов ислама от ангелов в христианстве и иудаизме— это их исключительная непогрешимость и доброта. Они не обладают свободой воли как таковой, в общем понимании этого слова. Если с точки зрения христианства и иудаизма, ангелы могут быть падшими, то ислам прямо опровергает такую богопротивную точку зрения. Аллах всеведущ, и потому он не мог бы создать своих верных слуг и проводников своей воли таковыми, какие могли бы предать его впоследствии.

Все ангельские существа не имеют пола, целиком лишены нафса — соблазнов, и полностью безгрешны. Их называют общим словом «малаика», однако, далеко не все они равны. У многих ангелов есть строго очерченный круг обязанностей и возможностей. Некоторые из ни заслужили великую славу и известны по собственным именам. Полчища же их есть безымянных или относящихся к какой-то определенной сфере мусульманской жизни.

Особое место в исламской религии уделяется карающей функции некоторых из малаика. В исламе есть ангел смерти — Азраил, который управляет миллионами своих слуг. В общем их называют малаикат аль-маут, но и внутри этой ангельской касты есть свои разделения обязанностей.

Азраил является верховным командующим над всеми ими, и входит в число самых близких приближенных Аллаха. Считается, что он будет последним существом, которое погибнет в Судный День, так как он будет выполнять положенную ему работу до последнего момента. В отличие от иудаизма, ангел Азраил, который во многом похож на демона Самаэля, является исключительно положительным персонажем.

  • Назиат, также известнее как малаикат аль-азаб — это ангелы-каратели, которые приходят по души всех неверных. Они жестоко и грубо вырезают души из тел, пахнут падалью и прячут свои лица за черной тканью. Все, за кем приходят назиат отправляются в преисподнюю.
  • Нашитат — это ангелы, которые приходят за праведными мусульманами. Их также называют малаикат аль-рахмат, которые имеют сострадание. У них идеально острые клинки, которыми те бережно разделяют тела и души без всякой боли. Они благоухают ароматом райских кущей и закрывают свои сияющие лица тонким белым  шелком, сотканным из облаков.
  • Сабихат и сабикат являются помощниками других ангелов смерти. Некоторые считают, что они отвечают за души безвольных животных. Ведь звери также являются живыми и кто-то должен оканчивать их существование в этом мире. Кроме того, они могут предупреждать праведников о близкой смерти и готовить их к кончине.

Согласно некоторым толкованиям, к ангелам смерти также относится Исраил или Исрафил. Он выглядит как жуткое существо, которое, тем не менее, все также является ближайшим к Аллаху. Исрафаил должен будет возвестить о конце света, дунув в огромную трубу, звук от которой разнесется по всей Вселенной.

«Ему [Господу миров] принадлежат абсолютно все, кто на небесах и на земле. Те, кто у Него [ангелы], не высокомерны в поклонении Ему [для них это естественно], и они не устают [естественное не утруждает]. Возвеличивают они Его ночью и днем и не ослабевают (не становятся слабыми, вялыми)» (Св. Коран, 21:19, 20).

«Он [Господь миров] показывает вам (людям) молнию в качестве устрашения [символа мощи], пробуждая в вас горячее желание [обратиться к Нему, взмолиться о помощи], и Его волею появляются тяжелые [грозовые] тучи[4]. Гром возвеличивает Его с благодарностью, и ангелы [восхваляют Его] из трепета пред Ним.

Среди огромного мира светлых слуг господних четверых называют Великими. Макрибун (Мукаррабун) – избранные Аллахом пророками пророков.

Джибрил (Джабраил) – самый почитаемый архангел, ближе всех к Богу. Он передает откровения пророкам, оповещает о повелениях и запретах. Аллах наделил его лучшими качествами: он обладает силой, могуществом, покорностью, способностью оживлять, принимать разные образы. Дважды являлся пророку Мухаммаду. Первый раз в небе — у него было шестьсот крыльев, закрывающих все пространство. Во второй — в ночь вознесения. Именно ангел Джабраил в исламе открыл сердцу пророка Коран.

Микаиль — архангел, который управляет всем, что происходит на земле. В его распоряжении — бесчисленное количество невидимых помощников. Ни одна дождинка, ни одна снежинка не долетит до земли без его воли. Ангел Микаил в исламе лично следит за пропитанием всех сущих.

У каждого ангела есть свое, строго определённое назначение, дело, которое он выполняет повсеместно и беспрекословно. Кроме архангелов в исламе описываются многие другие группы небесного воинства, различающиеся своим положением и предназначением.

Одни ангелы находятся при Аллахе. Избранные несут его престол, их трое-четверо, но в Судный день станет восемь. Они такие огромные, что расстояние от мочки уха до плеча ангела быстрокрылая птица будет лететь семьсот лет. А представить себе размеры и величие Трона невозможно, как и вселенную, ведь это самое величественное и прекрасное творение. Престол, как символ безграничной власти и величия, всегда окружает бесчисленная свита ангелов.

Падший ангел в исламе — явление невозможное. Они существа безгрешные. Ходят разные легенды, называют имена ангелов в исламе — Иблиса, Харута и Марута — будто бы они падшие. Но не существует такого понятия. Все ангелы безупречны в своем повиновении Аллаху. На самом деле Иблис был джином, то есть он создан из огня. На его совести — искушение и изгнание Адама и Евы из рая. Лишенный милости, он стал врагом людей.

Харут и Марут были посланы Аллахом на землю с миссией испытания веры людей. В то время жители Вавилона увлеклись колдовством, с помощью которого решали все свои проблемы. Харут и Марут в облике обычных людей были посланы разъяснить пагубность таких занятий, стали учить защищаться от магии, разрушать чары.

Чтобы найти лекарство от недуга, надо изучить саму болезнь. Ангелы приложили невероятные усилия, стараясь помочь несчастным жителям. Ни одного действия не совершили без поучений о грехе, но их никто не слушал. Харут и Марут не стали падшими ангелами, в исламе нет такого значения. Они лишь выполняли высочайшее поручение.

Общая информация

Ангелы в исламе – разумные существа, которых создал из света Аллах для выполнения своей воли, воплощение идеала, абсолютное добро. Они его верные слуги, небесное воинство, которое смогло победить злейшего врага – взбунтовавшихся джинов и вероотступников. В Коране часто упоминаются ангелы, хотя ни разу не дается полное, детальное описание природы, внешности, — только их деяний. Бесполые, очень сильные, за спиной – два, три, четыре крыла, которые бывают такими огромными, что могут закрыть все небо.

Сколько их в исламе? Их много, всех не сосчитать. Есть главных 10 ангелов в исламе, остальные являются хранителями, отвечающими за души. Они обладают мощью и великой силой, благородством и благочестием. Прекрасные существа, в отличие от людей, избавлены от соблазнов, хотя имеют право выбора. Ангелы ислама –безупречно красивые, безгрешные, им не нужна пища.

Ангел в исламе, как свет, может быть везде, но обычный смертный не способен его видеть. Это дано только пророкам и некоторым животным. По словам пророка Мухаммада, если петух запел, значит, увидел ангела. Мы не знаем, когда эти существа появились. Писание указывает, что еще до сотворения человека. Небесное войско добра бесчисленно, только одному Аллаху известно, сколько их. Беспрекословно выполняя приказания, каждый из них имеет свое назначение.

Ангелы и время

«Поднимаются к Нему (Богу) [неограниченному ни местом, ни временем, трансцендентному] ангелы и Дух [ангел Джабраил. Поднимаются они к месту, где получают Божественные указания; к месту «сбора»] в день [в течение дня], продолжительность которого [если сравнивать с земными законами, с мирским временем, соизмерима с] пятьюдесятью тысячами лет [земного летоисчисления]» (Св. Коран, 70:4).

То есть если вообразить, что люди вознамерятся долететь туда, пусть даже на самых сверхскоростных летательных аппаратах, с учетом самых невообразимых сегодня, но вполне реальных завтра достижений в космической отрасли, то им тем не менее, дабы преодолеть это расстояние, понадобится пятьдесят тысяч лет, а это огромное количество времени, которого у них просто нет.

Четыре пророка среди ангелов в исламе

«Аллах (Бог, Господь) не разговаривал с людьми, кроме как (1) Божественным Откровением [проникающим в сердце, разум пророка или посланника], (2) [непосредственным обращением] через завесу [то, что разделяло столь разные субстанции, как человек и Бог] или (3) ниспосылал гонца (посланца) [ангела], который внушал Божественное Откровение с разрешения Творца, желаемое Им. Воистину, Он — Всевышний [во всех смыслах выше всего и вся; над всем и вся] и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 42:51).

Нет такого понятия, как «падший ангел», в исламе. Они все по своему естеству созданы безгрешными. Правда, некоторые упоминают имена Харута, Иблиса, Марута, вроде как они относятся к падшим. Хотя подобное мнение н правильное. В подчинении Всевышнего абсолютно все ангельские сущности безупречны. Иблис является джинном, то есть огненной субличностью.

Он в ответе за выдворение из рая Адама и Евы. Аллах послал на землю Марута и Харута, чтобы испытать человеческую веру. Вавилоняне в то время увлекались чародейством, с помощью которого решали все дела. Ангелы в облике обычных людей старались объяснить людям пагубность их пристрастия, но никому это не было интересно. Марут и Харут не превратились в падших ангелов, они старались исполнить высочайшее поручение.

И затрубит третий ангел

Исрафиль – третий главный архангел. На него возложена миссия оповестить мир о конце света. В назначенный день затрубит великан в Сур, огромный рог диаметром во всю землю и небо. Звуки его приведут все живое в неописуемый ужас, люди и звери в панике будут метаться в поисках спасения. Прекрасный мир разрушится, и все живое погибнет. Когда же Исрафиль вострубит во второй раз, настанет час воскрешения, оживут все, кто когда-либо жил, и соберутся на месте сбора в ожидании суда.

Ангелы-хранители верующих

Ангелы в исламе, их имена, силы и иерархия (6 фото)

«У него [то есть рядом с каждым из людей] впереди и позади находятся ангелы-хранители, сменяющие друг друга. [Определенное число ангелов-хранителей оберегают человека днем, а другие — ночью.] Они (ангелы) защищают человека по приказу Аллаха (по приказу Господа миров, Творца всего и вся)» (см. Св. Коран, 13:11).

Кстати, присутствие ангелов не зависит от того, верующий этот человек или нет. Любой пришедший на эту землю пользуется благами Творца и, в соответствии с Божьим замыслом и мудростью, оберегаем Им: «Нет такой души, над которой (у которой) не было бы [ангела-]хранителя» (Св. Коран, 86:4). Если поступает веление Всевышнего относительно какого-либо человека, например неприятность, которая в наказание или для испытания должна вот-вот его постигнуть, тогда ангелы-хранители отходят, уступая Божьему велению.

«У каждого из вас, поистине, есть ангелы, охраняющие [дела и поступки]. [Они —] благородные писари [все фиксируют, причем устройствами, далекими от земных технологий по своему совершенству. Их место (положение этих ангелов) пред Богом почетно]. Они знают все, что вы делаете» (Св. Коран, 82:10–12)[5].

Ангелы-писари, неотступно пребывающие с человеком, — две смены по двое: один справа, другой — слева. Находящийся справа фиксирует благие дела, а тот, что слева, — грехи и проступки. Парно сменяют они друг друга на день и на ночь. Кстати, тот, что справа, является старшим по отношению к тому, кто слева[6].

«Мы [говорит Господь миров] сотворили человека [каждому из представителей рода человеческого даровали жизнь] и знаем все, что нашептывает ему его душа [все его мысли, размышления и разговоры с самим собою]. И Мы ближе к нему [знанием Своим и осведомленностью, а также близостью к нему Наших ангелов-писарей], чем шейная вена.

Фиксируя все, что мы говорим и делаем, ангелы лишь собирают свидетельства. И это, наряду с сотнями других освидетельствований, — для вынесения наглядно продемонстрированного справедливого Божьего решения по каждому из потомков Адама и Евы, независимо от мирского положения (министр, дворник, строитель) или вероисповедания (атеист, иудей, христианин или мусульманин).

Смена ангельского «караула» происходит во временном промежутке утренней и послеполуденной молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Сменяет одна группа [охраняющих вас] ангелов другую ночью и днем. Собираются они [сдавая и принимая ответственный пост] на утренней молитве и на послеполуденной.

После чего освободившиеся ангелы возносятся ввысь. Всевышний спросит их, хотя Он и так в полной мере осведомлен о положении дел каждого из людей: «В каком состоянии вы оставили человека?» [Относительно молящихся и на деле знающих, что такое обязательная молитва, последует ответ ангелов:] «Мы покинули их, когда они молились [или собирались помолиться, завершив дела и улучив момент для своевременного совершения молитвы][9], а вернувшись [заступив на новую смену], застали их также в молитве»[10].

Ангел-хранитель в исламе помогают человеку в этом и вечном мире. Он способен показать верующему во сне его страхи, чтобы вовремя предостеречь, а также то, что внушает любовь, чтобы увеличить благодарность и укрепить сердце. Они являются покровителями и защитниками, возносят Аллаху молитвы за людей и просят о прощении грешников.

Ангелы поддерживают людей в моменты страха или скорби, способны напомнить о делах, ободряют их, когда ничего не хочется делать. Если человеку удалось перебороть соблазны и трудности, он приучил себя к благочестию и правдивости, всевышний шлет к нему ангела с вестью о почете, который его ожидает на небесах.

Ангельский мир красивый и чарующий. В исламе он представлен особенно сложным. Ангел в исламе не относится к божествам, люди не возносят ему молитвы и не поклоняются. Не существует добрых, злых или падших ангелов. После завершения жизни человек никогда не превратится в небесное существо. Ангел-хранитель проводит сквозь тернии жизненного пути своего подопечного, чтобы незримо его оберегать.

Верными спутниками по жизни становятся ангелы-хранители в исламе, которые от рождения до самой смерти следят за поступками каждого из нас. Даже в загробном мире они рядом, вплоть до решающего суда. Впереди и сзади сопровождают, охраняют, меняются по очереди, ловят каждый момент человеческой жизни. Ангелы на плечах в исламе сидят и внимательно слушают речи, читают мысли.

Самое главное – не произнести вслух. В случае все-таки дурные мысли сходят с языка, ангелы записывают, тем самым приучают человека контролировать свои мысли, речи и поступки. Эти светлые охранники любят своих подопечных, молятся за них, дают разумные советы, переживают, поэтому делают записи только через шесть часов, чтобы было время на покаяние, исправление ошибок.

Обязательно хранители присутствуют во время совершения намазов. Внимательно следят за людьми, затем являются с докладом к Аллаху о том, кто и как выполнял моления. Когда придет Судный день, на особых весах будут взвешены записи с левой и правой сторон. Если тяжелее окажутся добрые мысли и деяния, последуют дорога в рай и вечное блаженство, в противном случае – в ад искупать свои грехи.

Ангел смерти в исламе — кто такие малаикат аль-маут

Азраиль (Маляк-аль-Маут) – ангел смерти в исламе, четвертый из великих пророков. В переводе с арабского языка – буквально «Кому Бог помогает». Он приходит за душой, когда у человека заканчивается срок жизни. Смерть – реальная неизбежность, она ожидает каждого, но человек так устроен, что понимает это только тогда, когда видит перед собой Азраиля.

Ангелы в исламе, их имена, силы и иерархия (6 фото)

Нередко люди удивляются, как ангел смерти в исламе успевает побывать везде, ведь умерших в разных концах света так много. Забывают, что он может все. Рядом с ним — ангелы милости и ангелы наказания. За душой каждого истинного мусульманина они приходят в красивом облике, а грешника — в ужасном. Они забирают души, провожают в загробный мир. Но сами ангелы тоже смертны: когда погибнут все, последним падет Азраиль – работа закончится.

Азраил — ангел смерти в исламе. Он четвертый из величайших пророков. Прилетает тогда, когда жизнь подошла к завершению. Смерть придет к каждому из живущих, но понять, что она наступила, человек сможет, узрев перед собой величественного Израила. В представлении верующих он страшный зловещий, обладает четырьмя лицами, тысячью крыльями, а глаз и языков неимоверное количество.

Часто люди удивляются, как он успевает одновременно успевать в разных местах. Ангел смерти в исламе исполняет повеление Аллаха, поэтому может все. В управлении Израила находятся миллионы слуг. Этот ангел считает убийство исполнением своей непосредственной работы и обязанностей, которые возложил на него Аллах, поэтому все исполняет педантично и тщательно. Рядом с ним пребывают ангелы милости и наказания, которые за душой грешника приходят в ужасном виде, а за душой праведника в прекрасном.

Кара за грехи

Ангелы, фиксирующие наши проступки, выжидают некоторое время, не записывая их в личное дело. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если верующий совершает греховное деяние, ангел [фиксирующий это] ждет в течение трех часов. В случае если человек раскается и попросит прощения у Господа [а также сделает все от него зависящее для исправления греха], проступок будет аннулирован и в День Суда не станет причиной мучений и страданий»[11].

История с Лутом раскрывает еще одну сторону ангелов. Аллах послал пророка в Содом, чтобы вернуть жителей в правильную веру. Супруга Фават, с которой он прожил двадцать лет, умерла, и Лут женился снова. Жена Вахиля клялась, что верит в бога, а сама обманывала и смеялась над праведностью мужа. Весь народ Содома погряз в грехах, творил мерзости.

Ангелы, посланные наказать безбожников, быстро явились. Хозяин очень испугался, когда увидел на пороге красивых юношей, ведь их могли украсть содомиты. Беда не заставила долго ждать. Распаленные вожделением, мужчины окружили дом и стали требовать выдать им гостей. Лут умолял не позорить его семью, обещал отдать в жены своих дочерей.

Успокоить же толпу было невозможно. И тогда красивые юноши открылись, они — посланники божьи, пришли покарать отступников. Успокоили, что никто вред им нанести не может. Ангелы велели собрать и увести ночью семью, кроме блудницы-жены. Утром каменным дождем город вместе со своими жителями был уничтожен. Эта поучительная история — в назидание всем.

Вера в ангелов в исламе многое дает человеку. Истинный мусульманин свято верит в то, что невидимые светлые создания ведут его по жизни, оберегая, поучая, помогая, следя за каждым словом и шагом. В ответ старается избежать, воздержаться от порочащих мыслей, высказываний и поступков, ведь прекрасно понимает: ничто не скроется от Аллаха.

Ангелы и любовь Всевышнего к людям

«Если Аллах (Бог, Господь) полюбит человека [за его устремления, намерения, дела или поступки], то обратится к [ангелу] Джабраилу (Гавриилу): «Я люблю того человека, полюби же его и ты». [Архангел] Джабраил (Гавриил) станет питать самые добрые чувства к этому человеку и воззовет в небесах: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит того человека, так возлюбите же и вы его!

«Поистине, к тем, кто (1) сказал: «Господь наш — Аллах (Бог, Создатель) [ничто иное мы не обожествляем и ничему иному не поклоняемся], а затем (2) последовал верному пути [стал умерен и постоянен в благом и праведном], спускаются ангелы [проявления милости Всевышнего со словами]: «Не бойтесь и не печальтесь!

Радостная весть вам о Рае, обещанном вам ранее. Мы [продолжают ангелы] покровители ваши [надежная поддержка и опора для вас] в мирской обители и в вечной [теперь мы навсегда рядом с вами]. В Раю вас ждет все, что пожелаете, для вас там все, что попросите. [И все это необъятное и прекрасное] в качестве парадных гостевых апартаментов от Всепрощающего и Всемилостивого [Творца всего сущего]» (Св. Коран, 41:30–32).

«Верующие! Часто (много) вспоминайте Бога [не только и не столько словами, сколько состоянием, мироощущением, побудительной мотивацией, целями и задачами, но при этом помня, что жизнь дается человеку один раз, и Господь заложил в ней неиссякаемый потенциал прекрасного, интересного, благого], возвеличивайте Его [особенно] в начале дня и в конце. [Помните!

] Он [Господь миров] дает вам Свое благословение [которое необходимо для вашего благополучия в обоих мирах, милует вас], а ангелы Его молятся за вас [причем все это для того], чтобы выводить вас из многослойной тьмы [например, греха, потерянности, печали, смятения, страдания, страхов] к свету [веры, когда видишь радужную перспективу, испытываешь душевную радость, когда жизнь буквально бьет ключом (пусть даже на первых порах это лишь в душе, в ощущениях), и ты абсолютно доволен происходящим].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «Когда молится один человек за другого в его отсутствие, то ангелы сопровождают эту мольбу прошением: «Господи, прими мольбу, а также и его самого одари этим [дай и ему то, что он просит для своего товарища, друга, брата или любого другого]»[17].

«Каждое утро два ангела опускаются [на землю]. Один из них молит Всевышнего: «О Господи, щедрому человеку[20] воздай [значительной] прибылью [в материальном плане или духовном, а также удаляя от неприятностей и бед]!» Второй говорит: «О Господи, скупому воздай ущербом (потерей, убытком)»[21].

Щедрость, конечно же, в первую очередь должна проявляться к семье, родным, к гостям и в совершении праведных дел[22].

«У Него [у Бога] — почетные слуги (ангелы), которые и лишнего слова не промолвят [никогда не опережают Его в речи], делая все в соответствии с Его повелением. Ему все о них известно, как прошлое, так и будущее. [Они находятся под Его полным контролем. Смысл существования ангелов в том, что через них проявляются многие грани бесконечных и совершенных качеств и характеристик Всемогущего Творца.

] Ангелы [если и имеют право голоса, то] все равно не смогут заступиться, ходатайствовать пред Богом за кого-либо, кроме как за тех, Кого Он одобрит. [Несмотря на их мощь и величие, ведь планеты нашей галактики в сравнении с любым из них можно уподобить футбольному мячу] они полны трепета пред Богом» (см. Св. Коран, 21:26–28).

«Сколько ангелов на небесах! [Бессчетное количество!] [Но] их заступничество [за кого-либо из людей или джиннов в Судный День] абсолютно ничего не стоит [не имеет ни малейшего веса, значения], кроме как с разрешения Аллаха (Бога, Господа) и только для желанных Ему [людей или джиннов], кем Он доволен»[46] (Св. Коран, 53:26).

Ангелы-хранители

Души, попавшие в Рай, испытают наивысшее наслаждение, невиданное во время земной жизни. Там вечное блаженство и такие блага, которые человек даже не мог себе представить. Попадают туда ангелы, истинно верующие и раскаявшиеся. Их ждет там вечная молодость, всем по тридцать три года, красота без изъянов и болезней.

Каждый получит тот уровень наслаждений, какой заслужил. И это будет длиться вечно! Чтобы попасть в Рай, нужно пройти через Врата, которые сами раскрываются перед вновь прибывшими. Встречают прекрасные ангелы в сверкающих одеждах, поздравляют и провожают на место. Всего входов восемь, но только ангелам дозволено заходить через любые. Главного хранителя Рая зовут Ридваном.

Ангелы, несущие трон

«[Есть категория ангелов, которые «несут»[13] Трон, управляют, следят, заведуют этим величайшим творением Господа]. Те, которые «несут» Трон[14] [а это одно из величайших творений Всевышнего — планета Земля по сравнению с ним подобна колечку, брошенному посреди огромной пустыни] и которые рядом с ними [из числа ангелов] прославляют Господа с благодарностью;

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Разрешено мне было рассказать вам о той группе ангелов, которые несут Трон Божий — между мочкой уха и плечом одного из таких ангелов расстояние семисот лет пути [это расстояние вы, люди, сможете одолеть лишь за такой период — семьсот лет пути!

Ангелы, отвечающие за души

Ангел в исламе, отвечающий за чрево матери, посылается на сто двадцатый день после зачатия ребенка. Он приносит душу и вдыхает ее в будущего ребенка. С этого момента он живой. Аборт равносилен убийству, за него последует суровое наказание несостоявшейся матери. Вместе с душой ангел в исламе закладывает будущую судьбу, злую или счастливую, и записывает пол, пропитание и срок жизни.

Могильные муки — еще одна истина, в которую веруют мусульмане. Ангелы Мункар и Накир проводят допрос умершего человека. После похорон приходят к нему, усаживают и начинают расспрашивать. Они — свидетели всего, что совершено за всю жизнь. Только у мучеников, праведников, защитников границ, одержимых, умерших от холеры или болезни желудка, а также почивших в четверг или пятницу, кто усердно изучал Коран,- не будет допроса.

Светлое воинство добра

Есть ангелы, посланные оберегать людей от опасности, которых на земле множество: человеческие пороки, змеи, дикие звери — всего не перечислить. Все деяния происходят по велению Аллаха. Но если он захочет погубить человека, то ангелы-охранники отходят, не желая перечить его воле.

Есть ангелы, которым поручено управлять мирозданием. Без их помощи не текут реки, не дуют ветра, не растет трава, не светит солнце. Они вездесущи, количество их неисчислимо. Без них мир остановится.

Ангелы и пятничная молитва (джума-намаз)

Пророк Мухаммад сказал: «Ангелы молятся за любого из вас, пока он не сходит с того места, на котором совершил молитву-намаз, и пока не нарушится его состояние ритуальной чистоты. Они молят Бога: «О Господи, прости прегрешения этого человека, помилуй его»[18].

«В пятницу [на пятничную молитву и проповедь] ангелы стоят на входах в каждую из мечетей и записывают входящих в нее один за другим [в списки благословленных]. Заблаговременно приходящие [к примеру, за час до начала самой пятничной проповеди] получают от Всевышнего больше благодатного воздаяния. Когда же имам выходит к людям и садится [для обращения к ним с назиданиями и проповедью], ангелы сворачивают свои списки и начинают внимательно слушать»[19].

Где живут ангелы?

Небеса – место обитания невидимых существ, их пристанище. Аллах поделил небосвод на семь уровней, каждый из которых — еще на двадцать девять ярусов. Вымощенный изумрудами первый свод служит домом для ангелов, похожих на быков. Они все свое время проводят в молитвах о душах людских. Грозный охранник Исмаил стережет покой души первородного Адама.

Весь сотканный из редких рубинов желтого цвета, второй свод стал домом для ангелов-семургов, принявших облик прекрасных птиц, и Касима, имеющего по семьдесят лиц, голов, языков. Здесь архангел Микаиль охраняет бессмертную душу Иисуса.

Еще выше все горит красными рубинами! Ангелы-орлы, один из них исчисляет крылья и головы тысячами, заботятся о душах Иосифа, Давида и Соломона.

Четвертый свод — весь из серебра, ангелы там в человеческом облике. Тут покоятся в смирении души Моисея и Святой Марии. Пятый – золотой, отливает красным пламенем. Ангелы прекрасны и похожи на гурий, райских женщин. Они ухаживают за отошедшими в вечность пророками.

На шестом уровне в палатах из жемчуга обитает душа Ноя, ему прислуживает множество красивых помощников. Чем выше, тем богаче украшения. И, наконец, последний, седьмой – он выше всех, сияет как солнце. За ним – прямая дорога в Рай!

Каждый уровень – своеобразный и отдельный мир со своей планетой, семь небосводов – семь планет солнечной системы. Имеются вход и выход, многочисленное население. Весь космос является домом для божественных созданий. Между каждым ярусом огромное расстояние, надо лететь пятьсот лет! Все пространство заселено. Представить это не под силу человеческому воображению, потому народ и чувствует себя никчемной песчинкой в огромном океане.

Ангелы и Ночь могущества

В месяце поста есть одна величественная ночь — Ляйлятуль-кадр, когда поклонение Господу, как и любые благие деяния, даже самые приземленные, бытовые, более значимы по Божественному воздаянию, чем те, что совершались на протяжении тысячи месяцев.

«Воистину, Мы [говорит Господь миров] низвели его [Священный Коран] в Ляйлятуль-кадр (в Ночь могущества). И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое Ляйлятуль-кадр (Ночь могущества)?! Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев! Спускаются [в пределы планеты Земля] ангелы в эту ночь и ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)] по разрешению Господа их, в каждом деле. Мир. (Или: «В каждом деле в эту ночь [устанавливается] мир, спокойствие»)[23]. Она [эта ночь, длится] до рассвета» (Св. Коран, 97).

Слово «аль-кадр» может быть переведено как «теснота». Учитывая данное значение, теологи говорили: «В эту ночь на землю спускается столь огромное число ангелов, что им становится просто тесно».

«Ночь могущества — это ночь двадцать седьмого дня или двадцать девятого. Ангелов [спустившихся на землю] в эту ночь будет больше, чем мелких камешков [на всей этой планете]»[24].

Вместо эпилога

Прекрасен и загадочен мир ангелов. В исламском мировоззрении он особо сложен. Ангелы — не божества, люди им не поклоняются и не молятся. Нет никаких падших, добрых и злых. Никогда человек не станет ангелом после смерти!

Как мать не отпускает руку ребенка в дороге, так и ангел ведет по крутым склонам жизни своего подопечного. В трудную минуту прикроет от невзгод своим крылом, шелестом листвы тихо шепнет на ухо правильный ответ, поддержит при падении, поведет вперед, ничего взамен не прося! В этом и заключается его предназначение.

У ангелов есть крылья

«Хвала Аллаху (Богу, Господу), сотворившему небеса и землю, сделавшему ангелов посланцами [своего рода связующим звеном между Богом и пророками; между людьми, джиннами и Ним самим, например в момент рождения, преодоления трудностей, в мгновения смерти]. У ангелов есть крылья: по два, три, четыре[25].

«Что пожелает в творении, Он делает более многочисленным». Когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды увидел ангела Джабраила (Гавриила), у того было шестьсот крыльев, расстояние между каждой из пар которых можно сравнить с тем, что между восходом и заходом (востоком и западом)[26].

Ангелы и изучение наук

Последний Божий посланник, пророк Мухаммад, говорил: «Кто приобщает себя к новым познаниям (идет по жизненному пути, стремясь к приобретению знаний), для того Господь облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелы расстилают свои крылья, показывая довольство им (проявляя уважение). За ученого человека [прошедшего не один уровень теории и практики знаний и не изменяющего выбранному пути] молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море!

Преимущество набожного ученого (‘алим)[27] перед просто набожным человеком (‘абид)[28] подобно преимуществу [полной] луны пред остальными светилами (звездами) [в безоблачную ночь]. Воистину, ученые — наследники пророков. Последние не оставляли после себя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себя к ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромного богатства (великого удела)!»[29]

Ангелы и изображение живого

— «Ангелы [проявления милости Творца][30] не заходят в помещения, где находятся «тамасиль»[31], «тасавир»[32];

— «Ангелы не заходят в помещения, где находится «сура»[33]»[34];

— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «тасавир»[35]»[36];

— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «сура»

При комментировании данных хадисов обычно приводится мнение имама аль-Хаттаби: «Ангелы (проявления милости Господа) не входят в те дома, где находятся изображения (или статуэтки), запретные с точки зрения религии. Но, например, те изображения (или статуэтки), которые не имеют четких контуров лица или используются без какого-либо особого к ним отношения[39], не препятствуют присутствию ангелов»[40].

Ангелы и атеисты

«И как же [будут защищаться или оправдываться безбожники, язычники или лицемеры; каковым будет их состояние] когда ангелы станут умерщвлять их, сопровождая этот процесс ударами по лицу и спине [металлическими дубинами, что будет происходить уже в нематериальном измерении]?! Это [подобный плачевный итог] — за [неустанное] следование ими тому, что вызывало гнев Божий [используя мирское право выбора, они совершали порочные поступки и явно греховные деяния];

за пренебрежение ими Его довольством [заслужить которое помогли бы их вера и благочестие]. [Даже если и было среди их дел что-то хорошее] Господь [в качестве итога за прожитую без веры и соблюдения ее постулатов жизнь] «обрушил» их дела [за хорошее воздалось хорошим при жизни, а мгла грехов затмила все светлые проблески. Отсутствие веры поставило в конце жирную точку — никакой надежды на спасение в вечности]» (Св. Коран, 47:27, 28).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Душа верующего выходит испариной (потом). Душа же безбожника извлекается подобно душе осла. Если за верующим были грехи [ведь он человек, а не ангел, а потому неидеален], то процесс смерти для него ожесточается, что [при правильном отношении к неприятным ощущениям] искупит его прегрешения.

«Кто может быть грешнее (1) измышляющего ложь, клевету в адрес Аллаха (Бога, Господа) или (2) говорящего, что получает Божественные Откровения, хотя он ничего не получает; (3) кто [осмеливается] утверждать, что ниспошлет [священное писание] подобное тому, что ниспослал Господь?! О, если б ты видел, каково состояние [этих «смелых»] грешников [тиранов, притеснявших себя или других;

безбожников], когда они [агонизируют] в пучине болевых ощущений, что овладевают ими в момент смерти [в процессе отделения души от тела]! Ангелы с распростертыми руками[43] [восклицают:] «Выводите свои души! [Душа же не желает отделяться от тела, покидать его, и тогда ангелы «засучив рукава» начинают насильно выволакивать ее из телесной материи.

] Сегодня вам воздастся унизительным наказанием за все то лживое, что вы говорили в адрес Творца, за то, что были надменны, высокомерны пред Его знамениями». [Основная часть наказания начинается с этого момента, и если человек так и умер без веры и добрых дел, мучения уже больше никогда не закончатся]» (Св. Коран, 6:93).

Светлое воинство добра

«И послышался звук Горна (Трубы, Рога), и умерли все, кто на небесах, и все, кто на земле, кроме тех, кого Аллах (Бог, Господь) пожелал [оставить, предположительно — несколько главных ангелов, которые будут умерщвлены чуть позже]. Затем [через какое-то время после умерщвления всех и вся, включая ангела смерти] послышался очередной звук Горна (Трубы, Рога), и все они [люди, джинны, ангелы] стоят [живые], смотрят.

«И как только послышался [второй] звук Горна (Трубы, Рога)[44] (раздался второй глас Трубы), так сразу, без промедления они восстали из могил и устремились к Господу своему, говоря: «О горе нам! Кто поднял нас с постели [из могил; пробудил ото сна]?!» [Им ответят:] «Это — обещанное Всемилостивым и правдиво переданное посланниками Его».

С первым пронизывающим все живое звуком Горна во всех мирах все без исключения будет волею Творца умерщвлено. Упоминается, что между глобальным умерщвлением и следующим за ним абсолютным оживлением всех и вся пройдет сорок лет. А вот каких лет, одному Богу ведомо[45]. Первый звук Горна и второй произведет ангел Исрафиль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: